Министерство культуры Российской Федерации Нижегородская государственная консерватория (академия) им. <...> М.И. Глинки ИНТЕРПРЕТАЦИЯ НЕМЕЦКОЯЗЫЧНОГО МУЗЫКОВЕДЧЕСКОГО ТЕКСТА Практикум для самостоятельной работы студентов музыкальных вузов по курсу «История зарубежной музыки» Автор-составитель: А.А. Фролов кандидат педагогических наук, доцент Рекомендовано Учебно-методическим объединением высших учебных заведений РФ по образованию в области музыкального искусства в качестве учебного пособия для педагогов и студентов высших учебных заведений по специальности 070111 «Музыковедение» Нижний Новгород Издательство Нижегородской консерватории 2012 1 УДК 78И ББК 85.23(3) И73 Печатается по решению редакционно-издательского совета ННГК им. <...> М.И. Глинки И73 Интерпретация немецкоязычного музыковедческого текста: Практикум для самостоятельной работы студентов музыкальных вузов по курсу «История зарубежной музыки» / автор-сост. <...> Адресован студентам и аспирантам музыкальных вузов, а также преподавателям курса истории зарубежной музыки. <...> М. И. Глинки Зусман В.Г. – доктор филологических наук, профессор, зав.кафедрой прикладной лингвистики и межкультурной коммуникации НИУ ВШЭ УДК 78И ББК 85.23(3) © Фролов А.А., 2012 © Нижегородская государственная консерватория (академия) им. <...> Результатом освоения практикума должно стать понимание студентами важнейшей научно-значимой проблематики истории зарубежной и отечественной музыки ХХ века, умение ориентироваться в немецкоязычной музыковедческой литературе, представляющей данный круг проблем, навыки комментирования изученных текстов и овладение опытом включения полученных знаний в музыковедческую и исполнительскую практику. <...> Благодаря этому студенты музыкальных вузов (как, впрочем, аспиранты и педагоги) впервые получают возможность ознакомиться (целиком или фрагментарно) с достаточно большим объемом немецкоязычных музыковедческих работ, написанных разными авторами <...>
Интерпретация_немецкоязычного_музыковедческого_текста.pdf
Министерство культуры Российской Федерации
Нижегородская государственная консерватория
(академия) им. М.И. Глинки
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ НЕМЕЦКОЯЗЫЧНОГО
МУЗЫКОВЕДЧЕСКОГО ТЕКСТА
Практикум
для самостоятельной работы
студентов музыкальных вузов по курсу
«История зарубежной музыки»
Автор-составитель:
А.А. Фролов
кандидат педагогических наук,
доцент
Рекомендовано Учебно-методическим объединением высших
учебных заведений РФ по образованию в области
музыкального искусства в качестве учебного пособия для
педагогов и студентов высших учебных заведений по
специальности 070111 «Музыковедение»
Нижний Новгород
Издательство Нижегородской консерватории
2012
1
Стр.1
УДК 78И
ББК 85.23(3)
И73
Печатается по решению редакционно-издательского совета
ННГК им. М.И. Глинки
И73 Интерпретация
немецкоязычного
музыковедческого текста: Практикум для
самостоятельной работы студентов музыкальных
вузов по курсу «История зарубежной музыки» /
автор-сост. А.А. Фролов. - Н.Новгород: ННГК им.
М.И. Глинки, 2012. - 159 с.
Настоящий практикум призван актуализировать курс
истории зарубежной музыки через систематизацию знаний о
музыкальном искусстве ХХ века, методико-информационное
обеспечение самостоятельной работы студентов и закрепление
навыков подготовки к семинарским и практическим занятиям,
коллоквиумам и экзаменам. Адресован студентам и аспирантам
музыкальных вузов, а также преподавателям курса истории
зарубежной музыки.
Рецензенты:
Левая Т.Н. – доктор искусствоведения, профессор,
зав.кафедрой истории музыки ННГК им. М. И. Глинки
Зусман В.Г. – доктор филологических наук, профессор,
зав.кафедрой прикладной лингвистики и межкультурной
коммуникации НИУ ВШЭ
УДК 78И
ББК 85.23(3)
© Фролов А.А., 2012
© Нижегородская государственная
консерватория (академия) им. М.И.
Глинки, 2012
2
Стр.2
От автора
Целью настоящего практикума является актуализация
курса истории зарубежной и отечественной музыки через
систематизацию знаний о музыкальном искусстве ХХ века,
методико-информационное обеспечение самостоятельной
работы студентов и закрепление навыков подготовки к
семинарским и практическим занятиям, коллоквиумам и
экзаменам.
Для достижения поставленной цели необходимо решить
следующие задачи:
- определение круга актуальных проблем истории
зарубежной и отечественной музыки ХХ века;
- отбор научных первоисточников, принадлежащих
современным западноевропейским ученым;
- обеспечение специализированного перевода научно
значимых материалов;
- систематизация научных статей и монографий в
связи с определенным кругом проблем;
- работа студентов над материалами по объявленным
вопросам и заданиям;
- прослушивание и анализ необходимого объема
музыкальных произведений;
- корреляция теоретических знаний и аналитических
наблюдений;
- обсуждение наиболее значимых проблем, вопросов и
аспектов истории музыки ХХ века;
- выполнение самостоятельных работ в форме
докладов, рефератов;
- включение полученных знаний в учебную и научную
практику.
Поскольку предлагаемый практикум посвящен
наиболее актуальным проблемам истории музыки ХХ века, он
может быть включен в завершающие разделы истории
зарубежной и отечественной музыки (4, 5, 8, 9 семестры).
Практикум может использоваться параллельно лекционным
занятиям, а также как способ закрепления изученных в
3
Стр.3
84. См. детальную рецензию Вернера Клюппельхолъца (Klüppelholz Werner.
Wolfgang Rihm: Wölfli-Liederbuch // Melos 49, 1987, Heft 1. S. 51-63).
85. Мартина Хомма представила подробную рецензию на сочинения
Гурецкого: Ноmmа Martina. Das Minimale und das Absolule. Die Musik
Henryk Góreckis von der Mitte der sechziger Jahre bis 1985 // MusikTexte, 44.
1992. S. 40-59.
86. Verstörte Kaste. Ein Nobody der Klassikbranche stürmt mit einer Sinfonie
die britischen Pop-Charts // Der Spiegel, 1993. № 10. S. 234.
87. Wackenroder/Tieck: Phantasien über die Kunst. Stuttgart, 1994. S. 107.
88. Russische Avantgarde – Musikavantgarde im Osten Europas, Dokumentation
– Kongreßbericht, hrsg. v. Roswitha Sperber und Detlef Gojowy, Heidelberg,
1992. S. 33.
89. Hrsg. Fr. Hyacinthus Cinti, Tipografia Portiuncola, Santa Maria degli Angeli.
Assisi, 1964.
157
Стр.157
СОДЕРЖАНИЕ
От автора……………………..………………..................... 3
Введение: Диалог отечественного и зарубежного
музыкознания как способ изучения истории музыки
(проблематика и методология) ………………………… 6
Тема 1: Некоторые ключевые понятия истории музыки
ХХ века …………………………………………………….. 16
Тема 2: Модерн и югендстиль: пересечения и параллели
…………………………………………………..………… 29
Тема 3: Югендстиль в зеркале одного сочинения -
оратории А. Шенберга «Песни Гурре»…………………..
40
Тема 4: Итальянский футуризм и русский авангард
…………………………………………………………. 50
Тема 5: Кризис модерна и музыкальный театр Франца
Шрекера ……………………………………...…………..
63
Тема 6: Некоторые проблемы мелодических параллелей
музыки ХХ века с произведениями прошлых эпох
………………………………………………………………. 86
Тема 7: Диалог авангарда и Ренессанса (на примере
сочинений Луиджи Ноно)……………………………….
95
Тема 8: Авангард и историзм в немецкой музыке второй
половины ХХ века………………………………………....
103
Тема 9: Постмодерн. Знаки и смыслы …………………... 113
Тема 10: Диалог настоящего и прошлого в контексте
новой сакральности………………………………...……. 137
158
Стр.158
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ НЕМЕЦКОЯЗЫЧНОГО
МУЗЫКОВЕДЧЕСКОГО ТЕКСТА
Практикум
для самостоятельной работы
студентов музыкальных вузов по курсу
«История зарубежной музыки»
Автор-составитель:
Фролов Алексей Андреевич
Компьютерная верстка Т.Б. Суханова
Ответственный за выпуск Е.В. Артемьева
Подписано в печать 17.05.2012. Формат 60*84/16.
Усл.печ.л. 9,3. Тираж 100 экз. Заказ № 161
ФГБОУ ВПО «Нижегородская государственная консерватория (академия)
им. М. И. Глинки»
603600 Нижний Новгород, ул. Пискунова, д.40
ООО «Первая Печатная Компания»
Почтовый адрес: 603093 Нижний Новгород,
ул. Печёрский съезд, д.24А
Юридический адрес: 603093 Нижний Новгород, ул. Деловая, д.1
www.onepk.ru
159
Стр.159