Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 499542)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
"Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта."

Из истории форм европейской музыки XII - XIX веков (200,00 руб.)

0   0
Первый авторСоколов Олег Владимирович
АвторыЕвдокимова Алла Алексеевна, Министерство культуры Российской Федерации , Нижегородская государственная консерватория имени М.И. Глинки , Кафедра теории музыки
ИздательствоНижегородская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки
Страниц68
ID622419
АннотацияУчебное пособие является специальным исследованием, посвященным истории форм европейской музыки. Часть 1 охватывает средневековье, Возрождение и барокко. Рассматривается возникновение принципов формообразования и становление многообразия форм европейской музыки. Часть 2 охватывает эпохи классицизма и романтизма. Здесь дается общая характеристика музыкального мышления этих периодов, указываются для каждого из них ведущие и уравновешивающие принципы музыкального формообразования. Учебное пособие является дополнением к курсу "Анализ музыкальных произведений".
Кем рекомендованоРекомендовано Учебно-методическим объединением (УМО) высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области музыкального искусства в качестве учебного пособия для педагогов и студентов высших учебных заведений.
Кому рекомендованоПредназначается для студентов, а также преподавателей музыкальных вузов.
УДК781.6
ББК85.2
Соколов, О. В. Из истории форм европейской музыки XII - XIX веков : учебное пособие для студентов музыкальных вузов / А. А. Евдокимова, Министерство культуры Российской Федерации, Нижегородская государственная консерватория имени М.И. Глинки, Кафедра теории музыки, О. В. Соколов .— 2-е издание .— Нижний Новгород : Нижегородская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки, 2016 .— 68 с.

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство культуры Российской Федерации Нижегородская государственная консерватория им. <...> М. И. Глинки Кафедра теории музыки О. В. Соколов, А. А. Евдокимова ИЗ ИСТОРИИ ФОРМ ЕВРОПЕЙСКОЙ МУЗЫКИ XII–XIX ВЕКОВ Учебное пособие для студентов музыкальных вузов Издание 2-е Рекомендовано Учебно-методическим объединением (УМО) высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области музыкального искусства в качестве учебного пособия для педагогов и студентов высших учебных заведений Издательство Нижегородской консерватории Нижний Новгород 2016 УДК 781.6 ББК 85.2 С59 16+ Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородской государственной консерватории им. <...> С59 Из истории форм европейской музыки XII–XIX веков : учебное пособие для студентов музыкальных вузов / О. В. Соколов, А. А. Евдокимова ; Нижегород. гос. консерватория им. <...> Показано, что в любой период истории существуют типовые и свободные формы, а также связывающие их «переходные» формы. <...> Здесь дается общая характеристика музыкального мышления этих периодов, указываются для каждого из них ведущие и уравновешивающие принципы музыкального формообразования. <...> В обзоре музыкальных форм главное внимание уделяется важнейшим для каждой эпохи: в музыке классицизма — периоду, сонатной форме и сонатно-симфоническому циклу; в музыке романтизма — «малым формам» и новаторским смешанным формам. <...> М. И. Глинки, 2016 ВВЕДЕНИЕ Музыкальное формообразование основано на взаимодействии двух противоположных факторов, отражающих как аналогичные процессы реальной действительности, так и особенности человеческого восприятия. <...> В области музыкального формообразования носителями стабилизации являются типовые формы; дестабилизирующее начало воплощается в свободных формах. <...> Являясь противоположностями, типовые и свободные формы существуют синхронно в каждый период музыкальной истории. <...> В этом случае либо становится типовой «смешанная форма» (например <...>
Из_истории_форм_европейской_музыки_XII_-_XIX_веков.pdf
Министерство культуры Российской Федерации Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки Кафедра теории музыки О. В. Соколов, А. А. Евдокимова ИЗ ИСТОРИИ ФОРМ ЕВРОПЕЙСКОЙ МУЗЫКИ XII–XIX ВЕКОВ Учебное пособие для студентов музыкальных вузов Издание 2-е Рекомендовано Учебно-методическим объединением (УМО) высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области музыкального искусства в качестве учебного пособия для педагогов и студентов высших учебных заведений Издательство Нижегородской консерватории Нижний Новгород 2016
Стр.1
УДК 781.6 ББК 85.2 С59 16+ Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки Рецензенты: Сыров В. Н., доктор искусствоведения, заведующий кафедрой теории музыки Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки, профессор Птушко Л. А., кандидат искусствоведения, заведующая кафедрой музыкальной журналистики Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки, профессор Соколов О. В., Евдокимова А. А. С59 Из истории форм европейской музыки XII–XIX веков : учебное пособие для студентов музыкальных вузов / О. В. Соколов, А. А. Евдокимова ; Нижегород. гос. консерватория им. М. И. Глинки. — Изд. 2-е. — Н. Новгород : Изд-во Нижегородской консерватории, 2016. — 68 с. Учебное пособие является специальным исследованием, посвященным истории форм европейской музыки. Часть 1 охватывает средневековье, Возрождение и барокко. Показано, что в любой период истории существуют типовые и свободные формы, а также связывающие их «переходные» формы. Рассматривается возникновение принципов формообразования и становление многообразия форм европейской музыки. Часть 2 охватывает эпохи классицизма и романтизма. Здесь дается общая характеристика музыкального мышления этих периодов, указываются для каждого из них ведущие и уравновешивающие принципы музыкального формообразования. В обзоре музыкальных форм главное внимание уделяется важнейшим для каждой эпохи: в музыке классицизма — периоду, сонатной форме и сонатно-симфоническому циклу; в музыке романтизма — «малым формам» и новаторским смешанным формам. Учебное пособие является дополнением к курсу «Анализ музыкальных произведений». Предназначается для студентов, а также преподавателей музыкальных вузов. Введение и первая часть пособия подготовлены кандидатом искусствоведения, доцентом А. А. Евдокимовой, вторая часть — доктором искусствоведения, профессором О. В. Соколовым. УДК 781.6 ББК 85.2 © Соколов О. В., 2009 © Евдокимова А. А., 2009 © Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки, 2016
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ Музыкальное формообразование основано на взаимодействии двух противоположных факторов, отражающих как аналогичные процессы реальной действительности, так и особенности человеческого восприятия. 1. Стабилизация — устойчивое повторение каких-либо известных слушателю элементов (от мельчайших мотивов до больших композиционных схем). 2. Дестабилизация — разрушение устойчивых ориентиров восприятия, введение новых средств выразительности, необычных оборотов и структурных схем. В области музыкального формообразования носителями стабилизации являются типовые формы; дестабилизирующее начало воплощается в свободных формах. Являясь противоположностями, типовые и свободные формы существуют синхронно в каждый период музыкальной истории. При этом они не изолированы друг от друга, а связаны особым «спектром» форм переходного типа, в которых постепенно убывает качество типичности и нарастает качество индивидуальности. Этот «спектральный ряд» не является дискретным, но его можно условно разделить на три переходных зоны. Все входящие в них три вида форм будут являться «переходными» между типовыми и свободными. 1 Типовые формы Переходные формы 2 3 Свободные формы Движение в трех зонах переходных форм (в «силовом поле» между типовыми и свободными) может происходить двумя различными способами. Первый способ: в произведении присутствует стереотип только одной формы, однако выражен он с различной степе3
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ Введение ................................................................................................................... 3 Средневековье и Возрождение.......................................................... 6 Универсальные формы ......................................................................... 6 Формы светской музыки ..................................................................... 9 Формы церковной музыки ................................................................. 17 Барокко .................................................................................................................. 26 Классицизм ........................................................................................................ 38 Романтизм .......................................................................................................... 45 Малые формы .............................................................................................. 46 Формы контрастного сопоставления ......................................... 49 Смешанные формы ................................................................................. 53 Поэмная форма .......................................................................................... 59 Заключение ............................................................................................................ 63 Литература .......................................................................................................... 65
Стр.67
Учебное издание Соколов Олег Владимирович Евдокимова Алла Алексеевна ИЗ ИСТОРИИ ФОРМ ЕВРОПЕЙСКОЙ МУЗЫКИ XII–XIX ВЕКОВ . Учебное пособие для студентов музыкальных вузов Издание 2-е Ответственная за издание Т. Б. Суханова Компьютерная верстка А. С. Платонова Подписано в печать 30.08.2016. Формат 60*84/16. Усл. печ. л. 3,95. Тираж 50 экз. Заказ № 94. ФГБОУ ВО «Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки» 603950, Нижний Новгород, ул. Пискунова, д. 40. www.nnovcons.ru Отпечатано в ФГБОУ ВО «Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки»
Стр.68