Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 559485)
Консорциум Контекстум Информационная технология сбора цифрового контента
Уважаемые СТУДЕНТЫ и СОТРУДНИКИ ВУЗов, использующие нашу ЭБС. Рекомендуем использовать новую версию сайта.

Фортепианные этюды Дьёрдя Лигети (98,00 руб.)

0   0
Первый авторРазгуляев Руслан Александрович
АвторыМинистерство культуры Российской Федерации , Нижегородская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки
ИздательствоНижегородская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки
Страниц82
ID622416
АннотацияРабота содержит историческую справку и подробный анализ первых двух тетрадей этюдов венгерского композитора Д. Лигети (1923-2006), одного из признанных лидеров западноевропейского музыкального искусства второй половины ХХ столетия. Впервые на русском языке делается попытка характеристики позднего стиля Лигети на примере его фортепианной музыки.
Кому рекомендованоИздание адресовано студентам-пианистам и музыковедам, а также всем, интересующимся культурой поставангарда.
УДК786.2
ББК85.245
Разгуляев, Р. А. Фортепианные этюды Дьёрдя Лигети [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие : для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 070101 (050900) "Инструментальное исполнительство (фортепиано)" / Министерство культуры Российской Федерации, Нижегородская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки, Р. А. Разгуляев .— Нижний Новгород : Нижегородская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки, 2012 .— 82 с. — Режим доступа: https://rucont.ru/efd/622416

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство культуры Российской Федерации Нижегородская государственная консерватория (академия) им. <...> Разгуляев ФОРТЕПИАННЫЕ ЭТЮДЫ ДЬЁРДЯ ЛИГЕТИ Учебно-методическое пособие Рекомендовано Учебно-методическим объединением высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области музыкального искусства в качестве учебно-методического пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 070101 (050900) «Инструментальное исполнительство (фортепиано)» Нижний Новгород Издательство Нижегородской консерватории 2012 УДК 786.2 ББК 85.245 Р17 Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородской государственной консерватории (академии) им. <...> Фортепианные этюды Дьёрдя Лигети : учебно-методическое пособие для студентов музыкальных вузов. <...> М. И. Глинки, 2012 ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, СТРОЕНИЕ И ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ЦИКЛА 12 июня 2006 года на восемьдесят третьем году жизни скончался Дьёрдь Лигети, выдающийся композитор и одна из интереснейших личностей в музыкальном искусстве ХХ века. <...> Этюды являются одним из сложнейших циклов в современной фортепианной литературе: при этом чисто технологические трудности сочетаются в них с совершенно непривычной для пианистов концепцией ритма, вследствие применения 3 которой теряется один из самых важных исполнительских ориентиров – регулярно-акцентный ритм. <...> Вместе с тем музыкальная ткань этюдов не алеаторична, а выписана при помощи вполне «традиционной» нотации и даже в определённом размере, относительность которого Лигети неоднократно подчёркивает в своих предисловиях-«инструкциях» ко многим этюдам. <...> То, что этюды Лигети – это не просто тренировка для пальцев и головы, а произведения высочайшей художественной ценности, не подлежит никакому сомнению. <...> С одной стороны, использование всех регистровых и динамических возможностей фортепиано (в этюде L`escalier du diable Лигети выписывает совершенно запредельную динамику ) и насыщенная <...>
Фортепианные_этюды_Дьёрдя_Лигети.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.80
Стр.81
Стр.82
Фортепианные_этюды_Дьёрдя_Лигети.pdf
Министерство культуры Российской Федерации Нижегородская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки Р.А. Разгуляев ФОРТЕПИАННЫЕ ЭТЮДЫ ДЬЁРДЯ ЛИГЕТИ Учебно-методическое пособие Рекомендовано Учебно-методическим объединением высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области музыкального искусства в качестве учебно-методического пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 070101 (050900) «Инструментальное исполнительство (фортепиано)» Нижний Новгород Издательство Нижегородской консерватории 2012
Стр.1
УДК 786.2 ББК 85.245 Р17 Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородской государственной консерватории (академии) им. М.И. Глинки Рецензенты: Старынин В.Г., Заслуженный деятель искусств, профессор кафедры специального фортепиано Нижегородской государственной консерватории (академии) им. М.И. Глинки Зароднюк О.М., кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории музыки Нижегородской государственной консерватории (академии) им. М.И. Глинки Р17 Разгуляев Р. А. Фортепианные этюды Дьёрдя Лигети : учебно-методическое пособие для студентов музыкальных вузов. — Н.Новгород: ННГК им. М. И. Глинки, 2012. — 82 с. Работа содержит историческую справку и подробный анализ первых двух тетрадей этюдов венгерского композитора Дьёрдя Лигети (19232006), одного из признанных лидеров западноевропейского музыкального искусства второй половины ХХ столетия. Впервые на русском языке делается попытка характеристики позднего стиля Лигети на примере его фортепианной музыки. Издание адресовано студентам-пианистам и музыковедам, а также всем, интересующимся культурой поставангарда. УДК 786.2 ББК 85.245 © Разгуляев Р. А., 2012 © Нижегородская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки, 2012
Стр.2
ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, СТРОЕНИЕ И ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ЦИКЛА 12 июня 2006 года на восемьдесят третьем году жизни скончался Дьёрдь Лигети, выдающийся композитор и одна из интереснейших личностей в музыкальном искусстве ХХ века. Не причисляя себя ни к одному из существовавших и существующих ныне направлений и стилей, постоянно находясь в поиске индивидуального синтеза, Лигети к началу нового тысячелетия вполне заслуженно оказался в числе корифеев новейшей западноевропейской музыки. Его фортепианные этюды входят в обязательные конкурсные программы, оркестровые произведения Atmosphères и Lontano занесены в хрестоматии как наиболее яркие образцы сонорно-статических композиций, опера Le Grand Macabre в последнюю четверть века была поставлена в тридцати различных театрах Европы. Творчество Лигети вызывает активный интерес западноевропейских и американских исследователей, русскоязычная же литература о нём достаточно скромна, причём наименее подробно в отечественном музыкознании освещен поздний период творчества композитора. Целью данной работы является рассмотрение одного из важнейших сочинений Лигети 1980-90-х годов – Этюдов для фортепиано. По признанию самого композитора, толчком к сочинению «фортепианных этюдов высокой виртуозности… была, кроме всего прочего, моя собственная недостаточно развитая (inadequate) техника»1 . Лигети никогда не был концертирующим пианистом и никогда не стремился им стать, однако этюды предъявляют к исполнителю такие высокие требования, что поневоле возникает вопрос, на какой же недосягаемый уровень автор желал поднять свои виртуозные возможности. Этюды являются одним из сложнейших циклов в современной фортепианной литературе: при этом чисто технологические трудности сочетаются в них с совершенно непривычной для пианистов концепцией ритма, вследствие применения 3
Стр.3
“Automne а Varsovie”. The Online Journal of the Society for Music Theory (http://www.societymusictheory.org/mto/issues/ mto.97.3.3/mto.97.3.3.taylor_essay.html) 23 mto.97.3.3/mto.97.3.3.taylor_essay.html) 24 Taylor S. A. Chopin, Pygmies, and Tempo Fugue: Ligeti’s “Automne а Varsovie”. The Online Journal of the Society for Music Theory (http://www.societymusictheory.org/mto/issues/ Steinitz R. Music of the Imagination. P. 277. 25 По утверждению Р. Штайница, написание “Columna” вмеSteinitz R. Music of the Imagination. P.302. сто “Coloana” в издании Второй тетради этюдов ошибочно. 26 27 Steinitz R. Music of the Imagination. P. 308. 28 Тем не менее, существуют записи всех этюдов Лигети, в которые включены обе версии этюда № 14 (например, запись пианистки Идил Бирет (Idil Biret)). Даже сам Пьер-Лорен Эмар, по просьбе которого была создана упрощенная версия, впоследствии играл оба варианта, но на концертах всё же предпочитал исполнять второй. Однажды он закончил этюд ударом не по клавише с пятой октавы (как это написано в нотах), а по деревяшке. Лигети так понравился этот эффект, что Эмар с тех пор всегда заканчивает этюд таким образом. См. об этом: Steinitz R. Music of the Imagination. P.310. 29 Steinitz R. Music of the Imagination. P.310. 30 Подробное рассмотрение Третьей тетради не входит в задачу данной работы; краткий анализ четырёх этюдов из Третьей тетради можно найти в книге Р. Штайница “Music of the Imagination” (p. 312-314). 80
Стр.80
СОДЕРЖАНИЕ Предпосылки возникновения, строение и история создания цикла ............................................................................................ 3 Первая тетрадь ........................................................................... 16 Désordre («Беспорядок», 1985) ......................................... 16 Cordes а vide («Пустые струны», 1985) ........................... 20 Touches bloquées («Блокированные клавиши», 1985) .... 21 Fanfares («Фанфары», 1985) .............................................. 24 Arc-en-ciel («Радуга», 1985) ............................................... 26 Automne а Varsovie («Осень в Варшаве», 1985) ............. 27 Вторая тетрадь ............................................................................ 36 Galamb Borong («Меланхоличный голубь», 1988-89) .... 38 Fém («Металл», 1989) ........................................................ 40 Vertige («Головокружение», 1990) .................................... 44 Der Zauberlehrling («Ученик чародея», 1994) ................ 50 En Suspens («В нерешительности», 1994) ....................... 54 Entrelacs («Сплетения», 1993)........................................... 56 L`escalier du diable («Лестница дьявола», 1993) ............. 61 Coloana infinită («Бесконечная колонна», 1993) ............. 68 Заключение ................................................................................. 72 Литература .................................................................................. 73 Примечания ................................................................................ 78 81
Стр.81
Разгуляев Руслан Александрович ФОРТЕПИАННЫЕ ЭТЮДЫ ДЬЁРДЯ ЛИГЕТИ Учебно-методическое пособие Компьютерная верстка Т.Б. Суханова Ответственный за выпуск Е.В. Артемьева Подписано в печать 17.05.2012. Формат 60*84/16. Усл.печ.л. 4,88. Тираж 100 экз. Заказ № 161 ФГБОУ ВПО «Нижегородская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки» 603600 Нижний Новгород, ул. Пискунова, д.40 ООО «Первая Печатная Компания» Почтовый адрес: 603093 Нижний Новгород, ул. Печёрский съезд, д.24А Юридический адрес: 603093 Нижний Новгород, ул. Деловая, д.1 www.onepk.ru
Стр.82