Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634617)
Контекстум
.

Музыка второй половины XX - начала XXI века (200,00 руб.)

0   0
Первый авторПтушко Лидия Александровна
АвторыМинистерство культуры Российской Федерации , Нижегородская государственная консерватория имени М.И. Глинки
ИздательствоНижегородская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки
Страниц72
ID622415
АннотацияВ работе представлено основное содержание курса, разработаны планы семинарских занятий, предлагаются практические рекомендации к изучению курса и подготовке к музыкальным викторинам, основная литература, дискография. Изложены экзаменационные требования и примерные тестовые задания.
Кому рекомендованоДля студентов музыкальных вузов, изучающих историю музыки XX в.
УДК78Р2
ББК85.23(2)7
Птушко, Л. А. Музыка второй половины XX - начала XXI века : учебное пособие для студентов музыкальных вузов / Министерство культуры Российской Федерации, Нижегородская государственная консерватория имени М.И. Глинки; Л. А. Птушко .— Нижний Новгород : Нижегородская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки, 2017 .— 72 с. — URL: https://rucont.ru/efd/622415 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство культуры Российской Федерации Нижегородская государственная консерватория им. <...> Птушко МУЗЫКА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ – НАЧАЛА XXI ВЕКА Учебное пособие для студентов музыкальных вузов Нижний Новгород Издательство Нижегородской консерватории 2017 УДК 78Р2 ББК 85.23(2)7 П87 16+ Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородской государственной консерватории им. <...> Музыка второй половины ХХ – начала XXI века : учебное пособие для студентов музыкальных вузов / Л. А. Птушко ; Нижегородская гос. консерватория им. <...> М. И. Глинки, 2017 Введение Происходящие в нашем обществе исторические преобразования стимулируют давно назревшую потребность в перестройке курса истории музыки, поскольку предыдущие программы курса для консерватории «История советской музыки» и методические разработки базировались преимущественно на идеологических установках «социалистического реализма» в ущерб объективной оценке творчества многих выдающихся композиторов современности. <...> Прежнее название курса «История советской музыки», отражающее целенаправленное изучение музыки собственно советского периода, ограничивает целостный охват проблематики музыки XX века. <...> Данная программа иначе трактует содержание курса и обозначает его тематику шире — это история отечественной музыки всего XX столетия. <...> Так, оркестранты более углубленно и объемно изучают инструментальные жанры и оркестровые стили, а студенты вокального, дирижерско-хорового и народного отделений шире постигают хоровые, оперные, камерно-вокальные жанры отечественной музыки. <...> Рекомендуются научные статьи ведущих отечественных музыковедов, публикации в журналах «Советская музыка» и «Музыкальная академия», авторские исследования, опубликованные в научных сборниках, методические разработки. <...> В лекционном блоке материал 4 группируется по трем периодам: музыка начала XX века (до революции), музыка советского периода и музыка конца XX века, каждый из них <...>
Музыка_второй_половины_XX_-_начала_XXI_века.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.70
Стр.71
Стр.72
Музыка_второй_половины_XX_-_начала_XXI_века.pdf
Министерство культуры Российской Федерации Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки Л. А. Птушко МУЗЫКА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ – НАЧАЛА XXI ВЕКА Учебное пособие для студентов музыкальных вузов Нижний Новгород Издательство Нижегородской консерватории 2017
Стр.1
УДК 78Р2 ББК 85.23(2)7 П87 16+ Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки Рецензенты: Валькова В. Б., доктор искусствоведения, профессор Российской академии музыки им. Гнесиных Левая Т. Н., доктор искусствоведения, зав. кафедрой истории музыки Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки, профессор Евдокимова А. А., кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории музыки Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки П87 Птушко Л. А. Музыка второй половины ХХ – начала XXI века : учебное пособие для студентов музыкальных вузов / Л. А. Птушко ; Нижегородская гос. консерватория им. М. И. Глинки. — Н. Новгород : Изд-во Нижегородской консерватории, 2017. — 72 с. В работе представлено основное содержание курса, разработаны планы семинарских занятий, предлагаются практические рекомендации к изучению курса и подготовке к музыкальным викторинам, основная литература, дискография. Изложены экзаменационные требования и примерные тестовые задания. Предназначается для студентов музыкальных вузов, изучающих историю музыки ХХ века. УДК 78Р2 ББК 85.23(2)7 © Птушко Л. А., 2017 © Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки, 2017
Стр.2
Введение Происходящие в нашем обществе исторические преобразования стимулируют давно назревшую потребность в перестройке курса истории музыки, поскольку предыдущие программы курса для консерватории «История советской музыки» и методические разработки базировались преимущественно на идеологических установках «социалистического реализма» в ущерб объективной оценке творчества многих выдающихся композиторов современности. Умение критически оценивать художественные явления, избегать штампов, стереотипов, ориентироваться на лучшие достижения в исполнительской практике имеет первостепенное значение для самореализации студентов в дальнейшем педагогическом и исполнительском творчестве. Прежнее название курса «История советской музыки», отражающее целенаправленное изучение музыки собственно советского периода, ограничивает целостный охват проблематики музыки XX века. За временными рамками курса остается музыка начала и конца XX столетия. Данная программа иначе трактует содержание курса и обозначает его тематику шире — это история отечественной музыки всего XX столетия. В основе построения и отбора содержания курса лежат следующие принципы: 1. Историзм. Этот принцип реализуется при изучении основных художественно-эстетических направлений, философских, религиозных тенденций русской культуры XX века в их развитии. Именно в искусстве необычайно важна связь эпох, преемственность традиций, возможность свободного и полноценного изучения духовного наследия ради сохранения отечественной культуры. 2. Интеграция. Целостное изучение художественноэстетических направлений, стилей базируется на интеграции знаний студентов в различных областях: истории зарубежной и русской музыки (до XX века), философии, эстетики, гармонии, музыкального анализа, психологии, исполнительской практики, что обеспечивает формирование нового профессионально обобщенного знания. 3
Стр.3
Методические рекомендации по подготовке к экзаменам Отчетная работа по данному курсу проводится в виде двух экзаменов (в конце I и II семестра). Круг вопросов, музыкальные требования на экзаменах полностью соответствуют требованиям, предъявляемым студентам на семинарских занятиях. На экзамене студенту предлагается один из основных вопросов: ◆ ◆ анализ какого-либо художественно-эстетического направления в музыке XX века или рассмотрение особенностей стиля, эстетики какого-либо композитора (указанного в учебно-тематическом плане). анализ музыкального жанра в творчестве определенного композитора или эволюции жанра (симфонии, оперы, кантаты и т. д.) в какой-либо период развития музыки XX века. 70
Стр.70
Содержание Введение ........................................................................................................... 3 Распределение часов курса по темам и видам работы ........... 6 Содержание курса Тема 7. Основные художественно-стилистические направления в отечественной музыке второй половины XX века ................................................................ 7 Тема 8. Д. Шостакович ......................................................................... 7 Тема 9. Неофольклорное направление в музыке 1960-х годов ....................................................................... 21 Тема 10. Национальная традиция в творчестве Г. Свиридова ............................................................................................. 22 Тема 11. Черты «поздней» культуры в отечественной музыке конца XX века. Неоромантизм, постмодернизм .................................................... 26 Тема 12. Особенности русского музыкального постмодернизма .................................................................................... 28 Тема 13. А. Шнитке................................................................................ 38 Тема 14. Восток и Запад в отечественной музыке второй половины ХХ века: С. Губайдулина, Г. Канчели, А. Тертерян ................................... 40 Тема 15. Мульти- и интеркультура в глобализированном мире: отечественная музыкальная культура сквозь призму мультикультурализма ....................................... 59 Методические рекомендации по подготовке к экзаменам ..................................................................................................... 70 71
Стр.71
Учебное издание Птушко Лидия Александровна МУЗЫКА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ – НАЧАЛА XXI ВЕКА Учебное пособие для студентов музыкальных вузов Ответственная за издание Т. Б. Суханова Компьютерная верстка А. С. Платонова Подписано в печать 06.05.2016. Формат 60*84/16. Усл. печ. л. 4,19. Тираж 50 экз. Заказ № 86. ФГБОУ ВО «Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки» 603950, Нижний Новгород, ул. Пискунова, д. 40. www.nnovcons.ru Отпечатано в ФГБОУ ВО «Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки»
Стр.72