Министерство культуры Российской Федерации
Нижегородская государственная консерватория
(академия) им. М. И. Глинки
ОЛЕГУ ВЛАДИМИРОВИчУ
СОКОЛОВУ
посвящается
Нижний Новгород
Издательство Нижегородской консерватории
2013
Стр.1
УДК 781
ББК 85.23(2)
О-53
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Нижегородской государственной консерватории
(академии) им. М. И. Глинки
Составитель И. М. Храмова
Редактор
Т. Б. Сиднева
О-53 Олегу Владимировичу Соколову посвящается : статьи,
воспоминания / сост. Н. М. Храмова ; ред. Т. Б. Сиднева.
— Нижний Новгород : Изд-во ННГК им. М. И. Глинки,
2013. — 252 с. с ил.
В книге, посвященной памяти музыковеда, профессора
Нижегородской консерватории Олега Владимировича Соколова
(1929-2012), слово представляется всем к нему неравнодушным —
друзьям, коллегам, ученикам, слушателям филармонических
концертов, участникам конференций «Болдинская осень».
Звучит и слово самого Олега Владимировича: оно слышится в
его поздних статьях, в воспоминаниях о дорогих ему людях.
Все это, безусловно, заинтересует тех, кто встречался, общался,
слышал лекции педагога, пропагандиста музыки, или хотел бы
представить собственную версию человека и времени, которое «не
выбирают».…
УДК 781
ББК 85.23(2)
© Нижегородская государственная
консерватория (академия)
им. М. И. Глинки, 2013
© Коллектив авторов, 2013
© Храмова И. М., составление, 2013
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Слово об Олеге Владимировиче ................................................5
Исследования, статьи, заметки
Холопова В. Н. «Искусство интонируемого смысла»
в жанровой концепции О. В. Соколова.................................... 10
Сиднева Т. Б. Классическая парадигма искусства
и ее актуальность в современной культуре ...............................25
Огаркова Н. А. Музыка «в итальянском стиле»
в нотном альбоме Императрицы Елизаветы Алексеевны ........34
Евдокимова А. А. О мелодических связях в церковном
пении ..........................................................................................48
Ануфриева К. А. Опера «Марево» Марка Булошникова
в контексте «оперного бума» XXI века ...................................56
Карнаухова В. А. Заметки о «шубертиаде» ............................67
Медведева Ю. П. Драматургические функции
инструментальных жанров в опере ...........................................80
Статьи Олега Владимировича
Соколова последних лет
Академические жанры музыки в филармонии ........................88
Соната или поэма? ...................................................................96
Элегия как музыкальный жанр ............................................. 108
Говорят друзья и коллеги
Белоусов С. С. ......................................................................123
Бендицкий А. С. ...................................................................125
Боголюбова Л. Д. .................................................................127
Волская М. В. .......................................................................129
Гецелев Б. С. .........................................................................130
Стр.3
Кезина Т. Н. .........................................................................137
Колесников В. С. .................................................................. 149
Левая Т. Н. .......................................................................... 154
Малышева Т. Ф. .................................................................. 162
Наумова О. И. ..................................................................... 165
Рябина Н. О. ........................................................................ 168
Федоров В. М. ..................................................................... 182
Фортунатов Н. М. ............................................................... 196
Фридман И. З. .................................................................... 201
Шаталина Г. В. ....................................................................203
Щербакова Е. В. ..................................................................205
Из юбилейных номеров газет Нижегородской
консерватории «Консонанс»
Сыров В. Н. .........................................................................206
Валькова В. Б. ......................................................................207
Сафонова О. Р. ......................................................................209
Воспоминания Олега Владимировича Соколова
Памятные встречи с А. А. Касьяновым ............................... 212
Об отце и немного о детстве ................................................. 216
Храмова И. М. Из родословной и не только ...................... 221
Приложения
Фильмы с участием Елены Чайки ........................................ 235
Список работ,
выполненных под руководством О. В. Соколова .................. 241
Важнейшие циклы филармонических концертов
с участием Олега Владимировича ..........................................247
Список научных работ ...........................................................248
Коротко об авторах ...............................................................251
Стр.4
252
О. В. Соколов. Избранное
Колесников Валерий Серафимович — кандидат искусствоведения,
профессор кафедры специального фортепиано Нижегородской
государственной консерватории (академии) им. М. И. Глинки
Левая Тамара Николаевна — доктор искусствоведения, профессор,
заведующая кафедрой истории музыки Нижегородской государственной
консерватории (академии) им. М. И. Глинки
Малышева Татьяна Федоровна — кандидат искусствоведения,
профессор, заведующая кафедрой истории музыки Саратовской государственной
консерватории им. Л. В. Собинова
Медведева Юлия Петровна — кандидат искусствоведения, доцент
кафедры истории музыки Нижегородской государственной
консерватории (академии) им. М. И. Глинки
Наумова Ольга Ивановна — главный редактор ГК «Кварц»
Огаркова Наталья Алексеевна — доктор искусствоведения, ведущий
научный сотрудник сектора музыки Российского института
истории искусств, профессор кафедры музыкального воспитания и
образования Российского государственного педагогического университета
им. А. И. Герцена
Рябина Наталья Орестовна — кандидат технических наук, доцент
кафедры общетехнических дисциплин Нижегородского государственного
педагогического университета
Сафонова Ольга Рафаиловна — кандидат искусствоведения,
преподаватель Нижегородского музыкального училища
им. М. А. Балакирева
Сиднева Татьяна Борисовна — кандидат философских наук,
профессор, проректор по научной работе, заведующая кафедрой
философии и эстетики Нижегородской государственной консерватории
(академии) им. М. И. Глинки
Сыров Валерий Николаевич — доктор искусствоведения, профессор,
заведующий кафедрой теории музыки Нижегородской государственной
консерватории (академии) им. М. И. Глинки.
Федоров Валерий Михайлович — доцент кафедры теории музыки
Нижегородской государственной консерватории (академии)
им. М. И. Глинки
Стр.252
Приложения
Фортунатов Николай Михайлович — доктор
253
филологических
наук, профессор, заведущий кафедрой русской литературы
Нижегородского государственного университета
им. Н. И. Лобачевского
Фридман Илья Зиновьевич — профессор кафедры специального
фортепиано Нижегородской государственной консерватории
(академии) им. М. И. Глинки, профессор Академии Антона
Рубинштейна (Дюссельдорф, Германия)
Холопова Валентина Николаевна — доктор искусствоведения,
профессор, заведующая кафедрой междисциплинарных специализаций
музыковедов Московской государственной консерватории
им. П. И. Чайковского
Храмова Инна Михайловна — кандидат искусствоведения, доцент
кафедры истории музыки Нижегородской государственной
консерватории (академии) им. М. И. Глинки
Шаталина Галина Владимировна — лектор-музыковед
Нижегородской государственной академической филармонии
им. М. Ростроповича
Щербакова Елена Вадимовна — преподаватель Московской
ДМШ им. И. С. Баха
Стр.253
Научно-популярное издание
Олегу Владимировичу
СОКОЛОВУ
посвящается
Статьи, воспоминания
Составитель
Храмова Инна Михайловна
Редактор
Сиднева Татьяна Борисовна
Ответственная за издание Т. Б. Суханова
Компьютерная верстка, дизайн обложки М. С. Тихонов
Подписано в печать 26.07.2013. Формат 60×841
Усл. печ. л. 14,88. Тираж 200 экз. Заказ №602
603600,Нижний Новгород, ул. Пискунова,д. 40.
www.nnovcons.ru,
/16
ФГБОУ ВПО «Нижегородская государственная консерватория
(академия) им. М. И. Глинки»
Стр.254
НИЖЕГОРОДСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ
(АКАДЕМИЯ) им. М. И. ГЛИНКИ
предлагает следующие издания:
•БАРСОВ Ю. А. Вокальные фрагменты. Статьи, исследования, материалы, выступления.
Н. Новгород, 2002. 248 с.
•ОТЕЧЕСТВЕННАЯ МУЗЫКА ОТ ГЛИНКИ ДО ПОСТМОДЕРНА.
Материалы научной конференции. Н. Новгород, 2006. 176 с.
•ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ ОБУЧЕНИЯ
МУЗЫКАНТА. Материалы Всероссийской школы-семинара по вокальному образованию.
Н. Новгород, 2004. 157 с.
•БЕРТА МАРАНЦ. Играть? Обязательно играть! (Воспоминания, статьи, переписка
+ CD). Н. Новгород, 2007. 368 с. с ил.
•В. М. ЦЕНДРОВСКИЙ. Музыкант. Педагог. Ученый. Н. Новгород, 2004. 360 с.
•ВЕКСЛЕР Ю. С. Альбан Берг и его время: учебное пособие. Н. Новгород, 2012.
60 с.
•ВОПРОСЫ КОМПОЗИЦИИ И ОРКЕСТРОВКИ. Н. Новгород, 2003. 219 с.
•ГАРМОНИЯ И ДИСГАРМОНИЯ В ИСКУССТВЕ. Материалы научной конференции.
Н. Новгород, 2007. 233 с.
•ГЕЦЕЛЕВ Б. Статьи. Портреты. Переводы. Публицистика. Материалы.
Н. Новгород, 2005. 400 с.
•ЕВДОКИМОВА А. А., СОКОЛОВ О. В. Из истории форм европейской музыки.
Н. Новгород, 2009. 47 с.
•ИСКУССТВО ХХ ВЕКА КАК ИСКУССТВО ИНТЕРПРЕТАЦИИ: материалы
научной конференции. Н. Новгород, 2006. 372 с.
•ИСКУССТВО ХХ ВЕКА: ПАРАДОКСЫ СМЕХОВОЙ КУЛЬТУРЫ: материалы
научной конференции. Н. Новгород, 2001. 354 с.
•МОЦАРТ В РОССИИ: материалы научной конференции. Н. Новгород, 2007.
204 с.
•ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО НА СТРУННЫХ ИНСТРУМЕНТАХ: ИСТОРИЯ,
ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА. Н. Новгород, 2008. 192 с.
•ТРАДИЦИИ И. С. БАХА В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ: музыка, литература,
живопись, кино. Материалы научной конференции. Н. Новгород, 2008.
112 с. с ил.
•ЛЕБЕДЕВА О. А. Размышления и методические рекомендации педагога-пианиста.
Н. Новгород, 2008. 411 с.
•ЛЕБЕДИНСКИЙ А. А. Хор в творчестве С. В. Рахманинова. Н. Новгород, 2002.
299 с.
•ЛЕВ СИВУХИН. Грани личности: воспоминания, статьи, материалы. Н. Новгород,
2004. 286 с. с ил.
•ЛЕВАЯ Т. Н. Контрасты жанра: Очерки и исследования о Д. Шостаковиче.
Н. Новгород: изд-во ННГК им. М. И. Глинки, 2013. 172 с.
•ЛУЗУМ Н. Я. В ансамбле с солистом. Н. Новгород, 2005. 196 с. с ил.
•НИЖЕГОРОДСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ
(АКАДЕМИЯ) ИМ. М. И. ГЛИНКИ (1946-2011): альбом. Н. Новгород:
ДЕКОМ, 2013. 208 с. с ил.
•ПУЧКОВА И. Д. Вопросы скрипичного исполнительства. Н. Новгород, 2005.
120 с.
•СЕДОВ А. М. Очерки по теории и истории вокального искусства. Н. Новгород,
2009. 103 с.
Стр.255
•СЕДОВ А. М. Письмо с адресом. Н. Новгород, 2004. 82 с.
•СИДНЕВА Т. Б. Эстетика постмодернизма: учебное пособие. Н. Новгород, 2012.
80 с.
•СКУЛЬСКАЯ З. А. Органный век. Нижегородский альбом. Н. Новгород, 1996.
40 с.
•СОКОЛОВ О. В. Морфологическая система музыки и ее художественные жанры:
монография. Н. Новгород, 1994. 220 с.
•СОКОЛОВ О. В. Статьи о русской музыке. Н. Новгород, 2004. 124 с.
•УЛЬЯНОВА Р. А. Поэт фортепиано. Н. Новгород, 2007. 141 с.
•ХРАМОВА И. М. Камерно-инструментальные ансамбли Брамса. Н. Новгород,
2012. 292 с.
Нотные издания:
•БЕНДИЦКИЙ А. С. Романсы для голоса и фортепиано / вст. ст. Б. Гецелева. Н.
Новгород: изд-во ННГК им. М. И. Глинки, 2013. 92 с.
•ГЕНДЕЛЬ Г. Ф. Арии из оперы «Ринальдо»: для голоса и фортепиано / переложение
и вступ. ст. И. Леопа. Н. Новгород: изд-во ННГК им. М. И. Глинки, 2013. 52 с.
•ГЕЦЕЛЕВ Б. С. Вокальные циклы для баритона и фортепиано. Н. Новгород, 2010.
248 с.
•МАРКУС. Б. М. Обработки и переложения для женского хора. Н. Новгород, 2008.
60 с.
•МОЦАРТ В. А. Missa brevis. Переложение для женского (детского) хора Б. М.
Маркуса. Н. Новгород, 2008. 56 с.
•ФЕРТЕЛЬМЕЙСТЕР Э. Б. «Свищет ветер». Вокально-хоровой цикл на стихи С.
Есенина для тенора, смешанного хора и фортепиано. Н. Новгород, 2007. 40 с.
•ФЕРТЕЛЬМЕЙСТЕР Э. Б. Вокальная лирика. Н. Новгород, 2007. 176 с.
Все издания можно приобрести в здании Нижегородской консерватории
(Нижний Новгород, ул. Пискунова, д. 40).
Подробную информацию можно найти на официальном сайте
Нижегородской государственной консерватории по адресу:
http://www.nnovcons.ru
(в разделе «Издания ННГК»)
Вопросы по изданиям направлять по адресу:
nngk.izdaniya@yandex.ru
Стр.256