Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634617)
Контекстум
.

Олегу Владимировичу Соколову посвящается (350,00 руб.)

0   0
АвторыХрамова Инна Михайловна, Сиднева Татьяна Борисовна, Министерство культуры Российской Федерации , Нижегородская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки
ИздательствоНижегородская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки
Страниц256
ID622390
АннотацияКнига, посвященная памяти музыковеда, профессора Нижегородской консерватории О.В. Соколова (1929-2012) включает воспоминания его друзей, коллег, учеников, слушателей филармонических концертов, участников конференций "Болдинская осень", а также работы самого Олега Владимировича.
Кому рекомендованоДля всех, интересующихся историей музыки и музыковедения
УДК781
ББК85.23(2)
Олегу Владимировичу Соколову посвящается : [статьи, воспоминания] / ред. Т. Б. Сиднева; И. М. Храмова; Министерство культуры Российской Федерации, Нижегородская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки .— Нижний Новгород : Нижегородская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки, 2013 .— 256 с. : ил. — URL: https://rucont.ru/efd/622390 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство культуры Российской Федерации Нижегородская государственная консерватория (академия) им. <...> В книге, посвященной памяти музыковеда, профессора Нижегородской консерватории Олега Владимировича Соколова (1929-2012), слово представляется всем к нему неравнодушным — друзьям, коллегам, ученикам, слушателям филармонических концертов, участникам конференций «Болдинская осень». <...> Музыка «в итальянском стиле» в нотном альбоме Императрицы Елизаветы Алексеевны . <...> 241 Важнейшие циклы филармонических концертов с участием Олега Владимировича . <...> 251 Слово об Олеге Владимировиче «О музыке надо учиться писать так, чтобы она была слышна между строк», — сказал как-то нам, студентам-музыковедам восьмидесятых, Олег Владимирович. <...> В этих мимоходом сказанных словах сокрыто многое: и глубина прозрения жизни, и афористическая острота мысли, и понимание высоких задач профессии, и остужающая ирония… Книга, представленная на суд читателя, посвящена человеку, имя которого знакомо каждому нижегородцу, хотя бы изредка посещавшему филармонические и консерваторские концерты, каждому российскому музыканту-профессионалу, склонному к размышлению о внутренних закономерностях музыкального искусства. <...> Олег Владимирович Соколов (1929-2012) — музыковед-просветитель, ученый-энциклопедист, доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки Нижегородской консерватории, многие десятилетия руководивший музыковедческой секцией Нижегородской организации Союза композиторов России, заслуженный деятель искусств РФ, лауреат премии Нижнего Новгорода. <...> Соколов О. В. — коренной нижегородец, сын юриста, репрессированного в годы сталинского режима, и известной актрисы немого кино Елены Чайка. <...> В том же году Олег Владимирович поступил в заочную аспирантуру Московской консерватории. <...> А несколькими годами ранее, еще будучи студентом, Олег Владимирович открывает в себе новые дарования: он становится лектором-просветителем, выступая <...>
Олегу_Владимировичу_Соколову_посвящается.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.252
Стр.253
Стр.254
Стр.255
Стр.256
Олегу_Владимировичу_Соколову_посвящается.pdf
Министерство культуры Российской Федерации Нижегородская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки ОЛЕГУ ВЛАДИМИРОВИчУ СОКОЛОВУ посвящается Нижний Новгород Издательство Нижегородской консерватории 2013
Стр.1
УДК 781 ББК 85.23(2) О-53 Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородской государственной консерватории (академии) им. М. И. Глинки Составитель И. М. Храмова Редактор Т. Б. Сиднева О-53 Олегу Владимировичу Соколову посвящается : статьи, воспоминания / сост. Н. М. Храмова ; ред. Т. Б. Сиднева. — Нижний Новгород : Изд-во ННГК им. М. И. Глинки, 2013. — 252 с. с ил. В книге, посвященной памяти музыковеда, профессора Нижегородской консерватории Олега Владимировича Соколова (1929-2012), слово представляется всем к нему неравнодушным — друзьям, коллегам, ученикам, слушателям филармонических концертов, участникам конференций «Болдинская осень». Звучит и слово самого Олега Владимировича: оно слышится в его поздних статьях, в воспоминаниях о дорогих ему людях. Все это, безусловно, заинтересует тех, кто встречался, общался, слышал лекции педагога, пропагандиста музыки, или хотел бы представить собственную версию человека и времени, которое «не выбирают».… УДК 781 ББК 85.23(2) © Нижегородская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки, 2013 © Коллектив авторов, 2013 © Храмова И. М., составление, 2013
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ Слово об Олеге Владимировиче ................................................5 Исследования, статьи, заметки Холопова В. Н. «Искусство интонируемого смысла» в жанровой концепции О. В. Соколова.................................... 10 Сиднева Т. Б. Классическая парадигма искусства и ее актуальность в современной культуре ...............................25 Огаркова Н. А. Музыка «в итальянском стиле» в нотном альбоме Императрицы Елизаветы Алексеевны ........34 Евдокимова А. А. О мелодических связях в церковном пении ..........................................................................................48 Ануфриева К. А. Опера «Марево» Марка Булошникова в контексте «оперного бума» XXI века ...................................56 Карнаухова В. А. Заметки о «шубертиаде» ............................67 Медведева Ю. П. Драматургические функции инструментальных жанров в опере ...........................................80 Статьи Олега Владимировича Соколова последних лет Академические жанры музыки в филармонии ........................88 Соната или поэма? ...................................................................96 Элегия как музыкальный жанр ............................................. 108 Говорят друзья и коллеги Белоусов С. С. ......................................................................123 Бендицкий А. С. ...................................................................125 Боголюбова Л. Д. .................................................................127 Волская М. В. .......................................................................129 Гецелев Б. С. .........................................................................130
Стр.3
Кезина Т. Н. .........................................................................137 Колесников В. С. .................................................................. 149 Левая Т. Н. .......................................................................... 154 Малышева Т. Ф. .................................................................. 162 Наумова О. И. ..................................................................... 165 Рябина Н. О. ........................................................................ 168 Федоров В. М. ..................................................................... 182 Фортунатов Н. М. ............................................................... 196 Фридман И. З. .................................................................... 201 Шаталина Г. В. ....................................................................203 Щербакова Е. В. ..................................................................205 Из юбилейных номеров газет Нижегородской консерватории «Консонанс» Сыров В. Н. .........................................................................206 Валькова В. Б. ......................................................................207 Сафонова О. Р. ......................................................................209 Воспоминания Олега Владимировича Соколова Памятные встречи с А. А. Касьяновым ............................... 212 Об отце и немного о детстве ................................................. 216 Храмова И. М. Из родословной и не только ...................... 221 Приложения Фильмы с участием Елены Чайки ........................................ 235 Список работ, выполненных под руководством О. В. Соколова .................. 241 Важнейшие циклы филармонических концертов с участием Олега Владимировича ..........................................247 Список научных работ ...........................................................248 Коротко об авторах ...............................................................251
Стр.4
252 О. В. Соколов. Избранное Колесников Валерий Серафимович — кандидат искусствоведения, профессор кафедры специального фортепиано Нижегородской государственной консерватории (академии) им. М. И. Глинки Левая Тамара Николаевна — доктор искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой истории музыки Нижегородской государственной консерватории (академии) им. М. И. Глинки Малышева Татьяна Федоровна — кандидат искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой истории музыки Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова Медведева Юлия Петровна — кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории музыки Нижегородской государственной консерватории (академии) им. М. И. Глинки Наумова Ольга Ивановна — главный редактор ГК «Кварц» Огаркова Наталья Алексеевна — доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник сектора музыки Российского института истории искусств, профессор кафедры музыкального воспитания и образования Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена Рябина Наталья Орестовна — кандидат технических наук, доцент кафедры общетехнических дисциплин Нижегородского государственного педагогического университета Сафонова Ольга Рафаиловна — кандидат искусствоведения, преподаватель Нижегородского музыкального училища им. М. А. Балакирева Сиднева Татьяна Борисовна — кандидат философских наук, профессор, проректор по научной работе, заведующая кафедрой философии и эстетики Нижегородской государственной консерватории (академии) им. М. И. Глинки Сыров Валерий Николаевич — доктор искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой теории музыки Нижегородской государственной консерватории (академии) им. М. И. Глинки. Федоров Валерий Михайлович — доцент кафедры теории музыки Нижегородской государственной консерватории (академии) им. М. И. Глинки
Стр.252
Приложения Фортунатов Николай Михайлович — доктор 253 филологических наук, профессор, заведущий кафедрой русской литературы Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского Фридман Илья Зиновьевич — профессор кафедры специального фортепиано Нижегородской государственной консерватории (академии) им. М. И. Глинки, профессор Академии Антона Рубинштейна (Дюссельдорф, Германия) Холопова Валентина Николаевна — доктор искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой междисциплинарных специализаций музыковедов Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского Храмова Инна Михайловна — кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории музыки Нижегородской государственной консерватории (академии) им. М. И. Глинки Шаталина Галина Владимировна — лектор-музыковед Нижегородской государственной академической филармонии им. М. Ростроповича Щербакова Елена Вадимовна — преподаватель Московской ДМШ им. И. С. Баха
Стр.253
Научно-популярное издание Олегу Владимировичу СОКОЛОВУ посвящается Статьи, воспоминания Составитель Храмова Инна Михайловна Редактор Сиднева Татьяна Борисовна Ответственная за издание Т. Б. Суханова Компьютерная верстка, дизайн обложки М. С. Тихонов Подписано в печать 26.07.2013. Формат 60×841 Усл. печ. л. 14,88. Тираж 200 экз. Заказ №602 603600,Нижний Новгород, ул. Пискунова,д. 40. www.nnovcons.ru, /16 ФГБОУ ВПО «Нижегородская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки»
Стр.254
НИЖЕГОРОДСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ (АКАДЕМИЯ) им. М. И. ГЛИНКИ предлагает следующие издания: •БАРСОВ Ю. А. Вокальные фрагменты. Статьи, исследования, материалы, выступления. Н. Новгород, 2002. 248 с. •ОТЕЧЕСТВЕННАЯ МУЗЫКА ОТ ГЛИНКИ ДО ПОСТМОДЕРНА. Материалы научной конференции. Н. Новгород, 2006. 176 с. •ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКАНТА. Материалы Всероссийской школы-семинара по вокальному образованию. Н. Новгород, 2004. 157 с. •БЕРТА МАРАНЦ. Играть? Обязательно играть! (Воспоминания, статьи, переписка + CD). Н. Новгород, 2007. 368 с. с ил. •В. М. ЦЕНДРОВСКИЙ. Музыкант. Педагог. Ученый. Н. Новгород, 2004. 360 с. •ВЕКСЛЕР Ю. С. Альбан Берг и его время: учебное пособие. Н. Новгород, 2012. 60 с. •ВОПРОСЫ КОМПОЗИЦИИ И ОРКЕСТРОВКИ. Н. Новгород, 2003. 219 с. •ГАРМОНИЯ И ДИСГАРМОНИЯ В ИСКУССТВЕ. Материалы научной конференции. Н. Новгород, 2007. 233 с. •ГЕЦЕЛЕВ Б. Статьи. Портреты. Переводы. Публицистика. Материалы. Н. Новгород, 2005. 400 с. •ЕВДОКИМОВА А. А., СОКОЛОВ О. В. Из истории форм европейской музыки. Н. Новгород, 2009. 47 с. •ИСКУССТВО ХХ ВЕКА КАК ИСКУССТВО ИНТЕРПРЕТАЦИИ: материалы научной конференции. Н. Новгород, 2006. 372 с. •ИСКУССТВО ХХ ВЕКА: ПАРАДОКСЫ СМЕХОВОЙ КУЛЬТУРЫ: материалы научной конференции. Н. Новгород, 2001. 354 с. •МОЦАРТ В РОССИИ: материалы научной конференции. Н. Новгород, 2007. 204 с. •ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО НА СТРУННЫХ ИНСТРУМЕНТАХ: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА. Н. Новгород, 2008. 192 с. •ТРАДИЦИИ И. С. БАХА В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ: музыка, литература, живопись, кино. Материалы научной конференции. Н. Новгород, 2008. 112 с. с ил. •ЛЕБЕДЕВА О. А. Размышления и методические рекомендации педагога-пианиста. Н. Новгород, 2008. 411 с. •ЛЕБЕДИНСКИЙ А. А. Хор в творчестве С. В. Рахманинова. Н. Новгород, 2002. 299 с. •ЛЕВ СИВУХИН. Грани личности: воспоминания, статьи, материалы. Н. Новгород, 2004. 286 с. с ил. •ЛЕВАЯ Т. Н. Контрасты жанра: Очерки и исследования о Д. Шостаковиче. Н. Новгород: изд-во ННГК им. М. И. Глинки, 2013. 172 с. •ЛУЗУМ Н. Я. В ансамбле с солистом. Н. Новгород, 2005. 196 с. с ил. •НИЖЕГОРОДСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ (АКАДЕМИЯ) ИМ. М. И. ГЛИНКИ (1946-2011): альбом. Н. Новгород: ДЕКОМ, 2013. 208 с. с ил. •ПУЧКОВА И. Д. Вопросы скрипичного исполнительства. Н. Новгород, 2005. 120 с. •СЕДОВ А. М. Очерки по теории и истории вокального искусства. Н. Новгород, 2009. 103 с.
Стр.255
•СЕДОВ А. М. Письмо с адресом. Н. Новгород, 2004. 82 с. •СИДНЕВА Т. Б. Эстетика постмодернизма: учебное пособие. Н. Новгород, 2012. 80 с. •СКУЛЬСКАЯ З. А. Органный век. Нижегородский альбом. Н. Новгород, 1996. 40 с. •СОКОЛОВ О. В. Морфологическая система музыки и ее художественные жанры: монография. Н. Новгород, 1994. 220 с. •СОКОЛОВ О. В. Статьи о русской музыке. Н. Новгород, 2004. 124 с. •УЛЬЯНОВА Р. А. Поэт фортепиано. Н. Новгород, 2007. 141 с. •ХРАМОВА И. М. Камерно-инструментальные ансамбли Брамса. Н. Новгород, 2012. 292 с. Нотные издания: •БЕНДИЦКИЙ А. С. Романсы для голоса и фортепиано / вст. ст. Б. Гецелева. Н. Новгород: изд-во ННГК им. М. И. Глинки, 2013. 92 с. •ГЕНДЕЛЬ Г. Ф. Арии из оперы «Ринальдо»: для голоса и фортепиано / переложение и вступ. ст. И. Леопа. Н. Новгород: изд-во ННГК им. М. И. Глинки, 2013. 52 с. •ГЕЦЕЛЕВ Б. С. Вокальные циклы для баритона и фортепиано. Н. Новгород, 2010. 248 с. •МАРКУС. Б. М. Обработки и переложения для женского хора. Н. Новгород, 2008. 60 с. •МОЦАРТ В. А. Missa brevis. Переложение для женского (детского) хора Б. М. Маркуса. Н. Новгород, 2008. 56 с. •ФЕРТЕЛЬМЕЙСТЕР Э. Б. «Свищет ветер». Вокально-хоровой цикл на стихи С. Есенина для тенора, смешанного хора и фортепиано. Н. Новгород, 2007. 40 с. •ФЕРТЕЛЬМЕЙСТЕР Э. Б. Вокальная лирика. Н. Новгород, 2007. 176 с. Все издания можно приобрести в здании Нижегородской консерватории (Нижний Новгород, ул. Пискунова, д. 40). Подробную информацию можно найти на официальном сайте Нижегородской государственной консерватории по адресу: http://www.nnovcons.ru (в разделе «Издания ННГК») Вопросы по изданиям направлять по адресу: nngk.izdaniya@yandex.ru
Стр.256