Министерство культуры Российской Федерации
Нижегородская государственная консерватория
(академия) им. М. И. Глинки
О. В. Соколов
ИЗБРАННОЕ
Нижний Новгород
Издательство Нижегородской консерватории
2013
Стр.1
УДК 78
ББК 85.2
С59
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Нижегородской государственной консерватории
(академии) им. М. И. Глинки
Составитель И. М. Храмова
Редакторы В. Н. Сыров, А. А. Евдокимова, Е. В. Приданова
С59
Соколов О.
Â. Избранное : cборник статей /
сост. И. М. Храмова; ред. В. Н. Сыров, А. А. Евдокимова,
Е. В. Приданова. — Н. Новгород : Изд-во ННГК
им. М. И. Глинки, 2013. — 272 с.
В представляемый сборник вошли статьи и исследования
разных лет, посвященные широкому спектру проблем музыкального
искусства. Олега Владимировича Соколова (1929–2012) — одного
из ведущих музыковедов Нижегородской консерватории — всегда
интересовали вопросы музыкальных форм и жанров, эстетики,
соприкосновения разных видов искусств. Все они отражались
в читаемых курсах истории музыки и анализа музыкальных
произведений, в лекторской работе в филармонии. Как и
опубликованные им книги — «Морфологическая система музыки и ее
художественные жанры» (1994), «Статьи о русской музыке» (2004), «Из
Болдинских чтений» (2007), — избранные статьи легко читаются. Они
предназначены и музыкантам-профессионалам, и широкому кругу
просвещенных любителей музыки.
УДК 78
ББК 85.2
© Нижегородская государственная
консерватория (академия)
им. М. И. Глинки, 2013
© Соколов О. В., 2013
© Храмова И. М., составление, 2013
Стр.2
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Предисловие ..................................................................................4
I. О МУЗЫКАЛЬНЫХ ФОРМАХ И ЖАНРАХ
О принципах структурного мышления в музыке .......................5
Некоторые основы формообразования ........................................35
Об индивидуальном претворении сонатности ............................ 64
Сонатность в произведениях Метнера .......................................101
Этюд о сонатно-рондальной форме ......................................... 135
Форма — красота и творческая перспектива .......................... 143
Свободные рондообразные формы Шостаковича ......................151
Сонатно-симфонический цикл как единая форма ..................... 172
Романтическая жанровая триада (увертюра —
поэма — фантазия) в творчестве Милия Балакирева ............. 189
II. ВОПРОСЫ ЭСТЕТИКИ
О музыкальных формах в литературе
(к проблеме соотношения видов искусства) ............................. 200
Об эстетических принципах
программной музыки в свете теории Б. Асафьева ...................227
К проблеме
традиций и новаторства в профессиональной музыке ..............242
Романтическое
в инструментальной драматургии Моцарта и Прокофьева ......249
Одна из русских интерпретаций моцартовской темы ..............263
ËÈÒÅÐÀÒÓÐÀ.........................................................................................268
Стр.3
О. В. Соколов. Избранное
Предисловие
В настоящий сборник вошли работы разных лет и разных
жанров. Большей частью работы эти еще не были опубликованы.
В данном издании они сгруппированы в два раздела, первый
из них посвящен проблемам музыкальных жанров и форм, а второй
— вопросам музыкальной эстетики. Оба раздела в равной
степени очерчивают круг интересов Олега Владимировича Соколова,
топографию маршрутов его научной мысли. Предлагаемый материал
еще раз убеждает нас в своей фундаментальности, научной
глубине и аналитическом артистизме.
Открывается сборник материалами, посвященными общим
принципам формообразования в музыке, вслед за ними следует серия
аналитических эссе, посвященных отдельным композиторам —
Глинке, Балакиреву, Римскому-Корсакову, Метнеру, Шостаковичу.
Это любимые композиторы Олега Владимировича, и к музыке их
он постоянно возвращался на протяжении всей своей жизни. Во
втором разделе сохранен тот же принцип: вначале рассматриваются
более общие аспекты музыкальной эстетики (преломление музыкальных
форм в литературе, эстетические принципы программной
музыки, проблема традиции и новаторства в инструментальной музыке),
а затем следуют краткие статьи о романтическом в инструментальной
драматургии Моцарта и Прокофьева и об интерпретации
моцартовской темы в опере Римского-Корсакова «Моцарт и
Сальери».
Содержательность анализа, безукоризненный слог, богатство
литературных и художественных параллелей и ассоциаций, личностная
интонация, которая превращает обыкновенный аналитический
разбор в живой диалог, возникающий сию минуту, как бы на
наших глазах — все это будет в полной мере оценено читателем,
независимо от того, профессионал он или музыкант-любитель.
В. Сыров
4
Стр.4
ЛИТЕРАТУРА
1. Акопян Л. Предисловие // Дмитрий Шостакович. Опыт феноменологии
творчества. СПб., 2004
2. Акопян Л. Анализ глубинной структуры музыкального текста. М., 1995
3. Альшванг А. Русская симфония и некоторые аналогии с русским романом
// Избранные сочинения. Т. 1. М., 1964
4. Арановский М. Симфонические искания. Исследовательские очерки. М.,
1979
5. Арановский М. Мышление, язык, семантика // Проблемы музыкального
мышления. М., 1974
6. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Л., 1971
7. Асафьев Б. Симфонические поэмы П. И. Чайковского //
О симфонической камерной музыке. Л., 1981
8. Балакирев М. Переписка с А. Г. Рубинштейном и М. П. Беляевым. М.,
1956
9. Балакирев М., Стасов В. Переписка. Т. 1. М., 1970
10. Барсова И. Между «социальным заказом» и музыкой больших страстей
// Д. Шостакович. К 90-летию со дня рождения. СПб., 1996
11. Барсова И. Симфонии Густава Малера. Изд. 2. СПб., 2010
12. Бахтин М. Проблемы содержания, материала и формы в словесном
художественном творчестве // Вопросы литературы и эстетики. М., 1975
13. Белинский В. О русской повести и повестях Г. Гоголя // Сочинения
В. Г. Белинского в четырех томах. Т. 1. СПб., 1896
14. Бобровский В. К вопросу о драматургии музыкальной формы //
Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров. М., 1971
15. Бобровский В. О драматургии симфонических сочинений // Советская
музыка. 1972. №1
16. Бобровский В. О переменности функций музыкальной формы. М., 1970
17. Бобровский В. Роль симметрии в процессе формообразования
Шостаковича / Статьи и исследования. М., 1990
18. Бобровский В. Функциональные основы музыкальной формы.
М., 1978
19. Бонфельд М. Анализ музыкальных произведений. Т. 1-2. М., 2003
20. Бонфельд М. Введение в музыкознание. М., 2001
21. Виеру Н. «Мейстерзингеры» и оперная реформа Вагнера // Советская
музыка. 1958. №2
22. Выготский Л. Психология искусства. М., 1968
23. Ганслик Э. О музыкально прекрасном. М., 1910
24. Грехнев В. Мир пушкинской лирики. Н. Новгород, 1994
25. Григорьева Г. Рондо в музыке ХХ века. М., 1995
268
Стр.268
26. Житомирский Д. Роберт Шуман. М., 1964
27. Каган М. Морфология искусства. Л., 1972
28. Каган М. Человеческая деятельность. М., 1974
29. Каратыгин В. Избранные статьи. М.-Л., 1965
30. Кац Б. Об аналогах сонатной формы в лирике Пушкина // Музыкальная
академия. 1995. №1
31. Кон Ю. Вопросы анализа современной музыки. Л., 1982
32. Конен В. Ассоциативное и специфическое // Советская музыка. 1966.
№12
33. Конен В. История, освещенная современностью // Этюды о зарубежной
музыке. М., 1968
34. Конен В. Театр и симфония. М., 1968
35. Кравец Н. Новый взгляд на 10 симфонию Д. Шостаковича //
Д. Шостакович. К 90-летию со дня рождения. СПб., 1996
36. Крауклис Г. Методические вопросы исследования программной музыки.
М., 1982
37. Ларош Г. Избранные статьи. Вып. 5. Л., 1978
38. Лобанова Л. Музыкальный стиль и жанр. История и современность. М.,
1990
39. Лотман Ю. Анализ поэтического текста. М., 1972
40. Луначарский А. В мире музыки. М., 1958
41. Мазель Л. Вопросы анализа музыки. М., 1991
42. Мазель Л., Цуккерман В. Анализ музыкальных произведений. М., 1967
43. Мазель Л. Исследования о Шопене. М., 1968
44. Мазель Л. Некоторые черты композиции в свободных формах Шопена //
Шопен. Статьи и исследования советских музыковедов. М., 1960
45. Мазель Л. О типах творческого замысла // Советская музыка. 1976. №5
46. Мазель Л. О трактовке сонатной формы и цикла в больших симфониях
Шостаковича // Музыкально-теоретические проблемы советской музыки.
М., 1963
47. Мазель Л. О чертах сонатной формы в сочинениях А. Пушкина //
Музыкальная академия. 1999. №2
48. Мазель Л. Симфонии Д. Д. Шостаковича. Путеводитель. М., 1960
49. Мазель Л. Строение музыкальных произведений. М., 1960
50. Мазель Л. Эстетика и анализ // Советская музыка. 1966. №11
51. Медушевский В. Интонационная форма музыки. М., 1983
52. Манн Т. Смерть в Венеции // Собрание сочинений в 10 томах. Т. 7. М.,
1960
53. Медушевский В. О закономерностях и средствах художественного
воздействия музыки. М., 1975
54. Михайлов М. О тематическом объединении сонатно-симфонического цикла
// Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 2. М., 1963
269
Стр.269
55. Музыкальная форма. Под редакцией Ю. Тюлина. М., 1965
56. Музыкальные жанры. Под редакцией Т. Поповой. М., 1968
57. Мусоргский М. Избранные письма. М., 1953
58. Назайкинский Е. Звуковой мир музыки. М., 1988
59. Назайкинский Е. Логика музыкальной композиции. М., 1982
60. Нестьев И. «Исламей» Балакирева // Советская музыка. 1938. №3
61. Орлов Г. Русский советский симфонизм. М.-Л., 1966
62. Переписка М. А. Балакирева с П. И. Чайковским. Т. 1. СПб. – М., —
Рига, — Лейпциг, 1903
63. Раппопорт С. Семиотика и язык искусства // Музыкальное искусство и
наука. Вып. 2. М., 1973
64. Римский-Корсаков А. Летопись моей музыкальной жизни. М., 1980
65. Ройтерштейн М. О единстве сонатно-циклической формы у
П. Чайковского // Вопросы музыкальной формы. Вып. 1. М., 1967
66. Ройтерштейн М. Тип изложения и структура // Советская музыка.
1966. №1
67. Сабинина М. Шостакович-симфонист. Л., 1976
68. Сабанеев Л. Воспоминания о Скрябине. М., 1925
69. Скребков С. Анализ музыкальных произведений. М., 1958
70. Соколов О. Из Болдинских чтений. Н. Новгород, 2007
71. Соколов О. Морфологическая система музыки и ее художественные
жанры. Н. Новгород, 1994
72. Соколов О. Статьи о русской музыке. Н. Новгород, 2004
73. Способин И. Музыкальная форма. М., 1962
74. Сохор А. Эстетическая природа жанров в музыке. М., 1968
75. Сохор А. Теория музыкальных жанров. Задачи и перспективы //
Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров. М., 1971
76. Тюлин Ю. О программности в произведениях Ф. Шопена. М., 1968
77. Тюлин Ю. Произведения П. Чайковского (структурный анализ). М., 1973
78. Фейнберг Е. Искусство и познание // Вопросы философии. 1976. №7
79. Фейнберг Е. Музыкальная структура стихотворения А. Пушкина «К
вельможе» // Поэзия и музыка. М., 1973
80. Фортунатов Н. Музыкальность чеховской прозы // Филологические
науки. 1971
81. Фортунатов Н. Пути исканий. М., 1974
82. Фрид Э. Симфоническое творчество // М. Балакирев. Исследования и
статьи. Л., 1972
83. Холопова В. Вопросы ритма в творчестве композиторов первой половины
ХХ века. М., 1971
84. Холопова В. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм. М.,
1964
270
Стр.270
85. Холопова В. О ритмической технике и динамических свойствах ритма
Стравинского // Музыка и современность. Вып.4. М., 1966
86. Холопова В. Формы музыкальных произведений. Учебное пособие. СПб.,
1999
87. Холопов Ю. Изменяющееся и неизменное в эволюции музыкального
мышления // Проблемы традиций и новаторства в современной музыке.
М., 1982
88. Холопов Ю. Принципы классификации музыкальных форм //
Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров. М., 1971
89. Холопов Ю. Формы классического типа в музыке Шостаковича //
Музыкально-теоретические очерки и этюды. М., 1970
90. Хохлов Ю. О программной музыке. М., 1963
91. Цуккерман В. Анализ музыкальных произведений. Рондо в его
историческом развитии. Ч. 1. М., 1988
92. Цуккерман В. Динамические процессы в музыкальной форме /
Музыкально-теоретические очерки и этюды. М., 1970
93. Цуккерман В. «Камаринская» Глинки и ее традиции в русской музыке.
М., 1957
94. Чайковский П. Полное собрание сочинений. Т. VII. М., 1902
95. Чайковский П., Танеев С. Письма. М., 1954
96. Чехов А. Собрание сочинений в 8 Томах. Т. 6. М., 1970
97. Чигарева Е. «Моцарт и Сальери» Н. Римского-Корсакова: диалог эпох и
стилей // Статьи кафедры истории музыки МГК. М., 2000
98. Ширинский В. Предисловие к изданию квартетов Д. Шостаковича. Т.1.
М., 1964
99. Шнитке А. Слово о С. Прокофьеве // Советская музыка. 1990. №11
100. Эткинд Е. От словесной имитации к симфонизму // Поэзия и музыка.
М., 1973
101. Якубов М. Форма рондо в сочинениях современных композиторов. М.,
1967
Стр.271
Научное издание
СОКОЛОВ ОЛЕГ ВЛАДИМИРОВИч
ИЗБРАННОЕ
Сборник статей
Составитель И. М. Храмова
Редакторы В. Н. Сыров,
А. А. Евдокимова,
Е. В. Приданова
Ответственная за издание Т. Б. Суханова
Компьютерная верстка М. С. Тихонов
Дизайн обложки Е. Н. Соловьев, М. С. Тихонов
Компьютерный набор нот П. М. Качалов
Подписано в печать 26.07.2013. Формат 60×841
Усл. печ. л. 15,81. Тираж 200 экз. Заказ №601
/16
.
ФГБОУ ВПО «Нижегородская государственная консерватория
(академия) им. М. И. Глинки»
603600, Нижний Новгород, ул. Пискунова, д. 40.
www.nnovcons.ru
Стр.272