Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Несвоевременные мысли вокруг музыки (250,00 руб.)

0   0
Первый авторГрибков Николай Борисович
АвторыУльянова Римма Арташессовна, Министерство культуры Российской Федерации , Нижегородская государственная консерватория имени М.И. Глинки , Кафедра фортепиано
ИздательствоНижегородская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки
Страниц96
ID622388
АннотацияСтатьи сборника содержат размышления над спецификой проблем интерпретации, фортепианной методики, о месте музыки вообще и в связи с другими проявлениями духовной жизни человека.
Кому рекомендованоДля студентов музыкальных вузов и их наставников
УДК78(07)
ББК82.245
Грибков, Н. Б. Несвоевременные мысли вокруг музыки : музыкально-публицистические очерки / ред. Р. А. Ульянова; Министерство культуры Российской Федерации, Нижегородская государственная консерватория имени М.И. Глинки, Кафедра фортепиано; Н. Б. Грибков .— Нижний Новгород : Нижегородская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки, 2016 .— 96 с. — URL: https://rucont.ru/efd/622388 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство культуры Российской Федерации Нижегородская государственная консерватория им. <...> М. И. Глинки Кафедра фортепиано Н. Б. Грибков Несвоевременные мысли вокруг музыки Музыкально-публицистические очерки Издательство Нижегородской консерватории Нижний Новгород 2016 УДК 78(07) ББК 85.245 Г75 12+ Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородской государственной консерватории им. <...> М. И. Глинки Редактор — кандидат искусствоведения, профессор Р. А. Ульянова Грибков Н. Б. <...> Г75 Несвоевременные мысли вокруг музыки : музыкально-публицистические очерки / Н. Б. Грибков ; под ред. <...> ISBN 978-5-9905582-9-8 Сборник адресован тем, кто профессионально связал свою судьбу с фортепиано, прежде всего — студентам музыкальных вузов и их наставникам. <...> Статьи сборника содержат размышления над спецификой проблем интерпретации, фортепианной методики, о месте музыки вообще и в связи с другими проявлениями духовной жизни человека. <...> Прекрасный пианист и педагог, Николай Борисович с благодарностью вспоминает годы учебы в Нижегородской консерватории у своих выдающихся учителей — И. З. Фридмана и Ю. В. Николаева. <...> За годы обучения Н. Б. Грибков активно концертировал на различных площадках родного города (тогда еще — Горького) и области, других городах страны и за рубежом. <...> Сразу же после окончания обучения Н. Б. Грибков был приглашен на работу в Alma Mater: сначала в качестве концертмейстера, а затем и педагога по классу фортепиано, — и вот уже более 25 лет его профессиональная деятельность связана с родным вузом. <...> Круг профессиональных интересов Николая Борисовича определился уже во время его работы концертмейстером на кафедре струнных инструментов (класс профессора Г. В. Гаврилова), а также на кафедре сольного пения и оперной подготовки, где, по его словам, он продолжил свое образование, общаясь долгое время с прекрасными музыкантами и замечательными педагогами, в том числе Е. Г. Крестинским, С. Б. Яковенко, И. Б. Гусманом. <...> Инструментально-исполнительская <...>
Несвоевременные_мысли_вокруг_музыки.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.94
Стр.95
Стр.96
Несвоевременные_мысли_вокруг_музыки.pdf
Министерство культуры Российской Федерации Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки Кафедра фортепиано Н. Б. Грибков Несвоевременные мысли вокруг музыки Музыкально-публицистические очерки Издательство Нижегородской консерватории Нижний Новгород 2016
Стр.1
УДК 78(07) ББК 85.245 Г75 12+ Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки Редактор — кандидат искусствоведения, профессор Р. А. Ульянова Грибков Н. Б. Г75 Несвоевременные мысли вокруг музыки : музыкально-публицистические очерки / Н. Б. Грибков ; под ред. Р. А. Ульяновой ; Нижегородская гос. консерватория им. М. И. Глинки. — Н. Новгород : Изд-во Нижегородской консерватории, 2016. — 96 с. ISBN 978-5-9905582-9-8 Сборник адресован тем, кто профессионально связал свою судьбу с фортепиано, прежде всего — студентам музыкальных вузов и их наставникам. Статьи сборника содержат размышления над спецификой проблем интерпретации, фортепианной методики, о месте музыки вообще и в связи с другими проявлениями духовной жизни человека. УДК 78(07) ББК 85.245 ISBN 978-5-9905582-9-8 © Грибков Н. Б., 2016 © Ульянова Р. А., автор вступительной статьи, 2016 © Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки, 2016
Стр.2
Уважаемые читатели! В ваших руках сейчас авторский сборник статей одного из ведущих преподавателей кафедры фортепиано Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки Николая Борисовича Грибкова. Прекрасный пианист и педагог, Николай Борисович с благодарностью вспоминает годы учебы в Нижегородской консерватории у своих выдающихся учителей — И. З. Фридмана и Ю. В. Николаева. За годы обучения Н. Б. Грибков активно концертировал на различных площадках родного города (тогда еще — Горького) и области, других городах страны и за рубежом. Композиторами, творческое наследие которых вызывало у молодого пианиста особую заинтересованность, были Бах, Бетховен, Шопен, Скрябин. Сразу же после окончания обучения Н. Б. Грибков был приглашен на работу в Alma Mater: сначала в качестве концертмейстера, а затем и педагога по классу фортепиано, — и вот уже более 25 лет его профессиональная деятельность связана с родным вузом. Круг профессиональных интересов Николая Борисовича определился уже во время его работы концертмейстером на кафедре струнных инструментов (класс профессора Г. В. Гаврилова), а также на кафедре сольного пения и оперной подготовки, где, по его словам, он продолжил свое образование, общаясь долгое время с прекрасными музыкантами и замечательными педагогами, в том числе Е. Г. Крестинским, С. Б. Яковенко, И. Б. Гусманом. Инструментально-исполнительская природа фортепиано, 3
Стр.3
его специфика и место в ансамбле, музыкальная педагогика — к этим тематическим направлениям Н. Б. Грибков в различных аспектах снова и снова возвращается в своих статьях. С началом работы Николая Борисовича на кафедре фортепиано его профессиональными интересами становятся важные и, безусловно, определяющие в процессе воспитания будущих музыкантов темы, связанные с методикой преподавания фортепиано и проблемами интерпретации. В размышлениях об этом он опирается на опыт основоположников отечественной фортепианной педагогики Г. Г. Нейгауза, Я. И. Мильштейна, К. Н. Игумнова, а также их зарубежных коллег А. Корто, К. Мартинсена, Ф. Штейнгаузена. В период работы Н. Б. Грибкова концертмейстером в Образцовом детском хореографическом коллективе «Пионерия» городского ДТЮ им. В. П. Чкалова, которая осуществлялась параллельно с деятельностью в консерватории, сформировалось его отношение к музыкальному времени, ритму, синтезу пластики движения и звука. Кроме этого, использование для оформления танцев современного инструментария: компьютера и электронных музыкальных инструментов, — обусловило профессиональный интерес к роли новых технологий в музыке, что также нашло отражение в настоящем сборнике. На формирование музыкального мировоззрения немаловажное влияние оказала и работа концертмейстером детского хора Дворца пионеров. Таким образом, предлагаемые в сборнике статьи напи4 саны автором, имеющим богатый педагогический и творческий опыт. Обозначенные авторские интересы предопределили тематику и содержание статей, входящих в сборник: «О музыкальных способностях и системности обучения» — личностное проблемное осмысление относи
Стр.4
тельно целесообразности перенесения некоторых подходов, сложившихся в педагогической практике, в том числе считающихся инновационными, применительно к собственно музыкальной педагогике как весьма специфической сфере образования. В числе прочих аспектов автора беспокоит «вымывание» интеллектуальной составляющей из процесса обучения. Авторская позиция, напротив, состоит в повышении роли сознательного через развитие комплекса способностей на основе метода компенсации, реализуемого в рамках системного подхода. «Несамостоятельные соображения о самостоятельной работе» — статья посвящена психологическим аспектам самостоятельной работы обучающихся по курсу фортепиано и обращена, скорее, к студентам. Последнее обуславливает формат общения с читателем: в доступной, неакадемической манере, с присущим автору чувством юмора повествуется о 10 заповедях-завещаниях по строительству Храма музыки внутри каждого из нас. Однако во всем этом угадывается грусть от утраты «романтической составляющей» в самостоятельной работе современных студентов. «Музыка и электричество», «Музыка и слово» — как возможно полагать уже из названий материалов, их содержание связано с прикладной проблематикой. Опираясь на исторические данные, диалектику гуманитарной и естественно-научной сферы человеческих знаний и достижений, автор представляет свое видение относительно интерпретации, новых выразительных средств и их комбинаций, возможности углубления коммуникационных каналов между произведением искусства и человеком. «Чтение с листа как предчувствие» — это попытка в очередной раз по-новому взглянуть на воспитание такого нужного и важного для музыканта навыка, как читка с листа. И здесь нет готовых рецептов: как и в других вы5
Стр.5
шеназванных материалах, здесь вновь проявляется свойственное автору желание разбудить творческую мысль читателя. Статьи Н. Б. Грибкова — это, скорее, свободно высказываемые «размышления на тему», своего рода эссе, опирающиеся на рефлексию личного опыта. Автор не навязывает свою точку зрения как единственно правильную и, как правило, не предлагает готовых решений — для него важнее обозначить само существо затрагиваемого проблемного поля с позиции личностного воззрения, предоставив читателю возможность взглянуть на поднятые проблемы «с высоты птичьего полета» и сделать собственные выводы. Р. А. Ульянова кандидат искусствоведения, профессор 6
Стр.6
Послесловие Живет себе писатель, притаился, словно кот-рыболов возле мозга-аквариума, караулит плещущиеся там мысли, мыслишки и мыслищи. И хочется ему и рыбку съесть, поднявшись до нечеловеческих высот обобщения, вырвавшись вперед (в off zeit, так сказать), и поболтать с читателем на современном, понятном ему языке. Журнал раньше такой был, «Наука и жизнь» назывался. Но совмещение науки с публицистикой — дело неблагодарное, да и не востребованное. Поэтому сии записки нужно воспринимать как всего лишь разного роду и племени-времени наблюдения за профессией концертмейстера и преподавателя музыки, но всегда — как приглашение к размышлению. 94
Стр.94
Содержание Ульянова Р. А. Предисловие О способностях и системности обучения Чтение нот с листа как предчувствие Несамостоятельные соображения о самостоятельной работе Музыка и электричество. Плюсы и минусы «электризации» музыки Музыка и слово Послесловие 59 73 94 3 7 37 46 95
Стр.95
Научно-популярное издание Грибков Николай Борисович НЕСВОЕВРЕМЕННЫЕ МЫСЛИ ВОКРУГ МУЗЫКИ Музыкально-публицистические очерки Под редакцией Ульяновой Риммы Арташессовны Ответственная за издание Т. Б. Суханова Компьютерная верстка, дизайн обложки А. С. Платонова Подписано в печать 20.05.2016. Формат 60*84/16. Усл. печ. л. 5,58. Тираж 50 экз. Заказ ¹ 83. ФГБОУ ВО «Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки» 603950, Нижний Новгород, ул. Пискунова, д. 40. www.nnovcons.ru Отпечатано в ФГБОУ ВО «Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки»
Стр.96