Министерство культуры Российской Федерации
Нижегородская государственная консерватория
им. М. И. Глинки
Кафедра фортепиано
Н. Б. Грибков
Несвоевременные
мысли вокруг музыки
Музыкально-публицистические очерки
Издательство Нижегородской консерватории
Нижний Новгород 2016
Стр.1
УДК 78(07)
ББК 85.245
Г75
12+
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки
Редактор — кандидат искусствоведения, профессор
Р. А. Ульянова
Грибков Н. Б.
Г75
Несвоевременные мысли вокруг музыки : музыкально-публицистические
очерки / Н. Б. Грибков ; под ред.
Р. А. Ульяновой ; Нижегородская гос. консерватория
им. М. И. Глинки. — Н. Новгород : Изд-во Нижегородской
консерватории, 2016. — 96 с.
ISBN 978-5-9905582-9-8
Сборник адресован тем, кто профессионально связал свою
судьбу с фортепиано, прежде всего — студентам музыкальных вузов
и их наставникам.
Статьи сборника содержат размышления над спецификой проблем
интерпретации, фортепианной методики, о месте музыки вообще
и в связи с другими проявлениями духовной жизни человека.
УДК 78(07)
ББК 85.245
ISBN 978-5-9905582-9-8
© Грибков Н. Б., 2016
© Ульянова Р. А., автор
вступительной статьи, 2016
© Нижегородская
государственная консерватория
им. М. И. Глинки, 2016
Стр.2
Уважаемые читатели!
В ваших руках сейчас авторский сборник статей одного из
ведущих преподавателей кафедры фортепиано Нижегородской
государственной консерватории им. М. И. Глинки
Николая Борисовича Грибкова.
Прекрасный пианист и педагог, Николай Борисович
с благодарностью вспоминает годы учебы в Нижегородской
консерватории у своих выдающихся учителей
— И. З. Фридмана и Ю. В. Николаева. За годы
обучения Н. Б. Грибков активно концертировал на различных
площадках родного города (тогда еще — Горького)
и области, других городах страны и за рубежом.
Композиторами, творческое наследие которых вызывало
у молодого пианиста особую заинтересованность, были
Бах, Бетховен, Шопен, Скрябин.
Сразу же после окончания обучения Н. Б. Грибков был
приглашен на работу в Alma Mater: сначала в качестве
концертмейстера, а затем и педагога по классу фортепиано,
— и вот уже более 25 лет его профессиональная
деятельность связана с родным вузом.
Круг профессиональных интересов Николая Борисовича
определился уже во время его работы концертмейстером
на кафедре струнных инструментов (класс профессора
Г. В. Гаврилова), а также на кафедре сольного пения
и оперной подготовки, где, по его словам, он продолжил
свое образование, общаясь долгое время с прекрасными
музыкантами и замечательными педагогами, в том числе
Е. Г. Крестинским, С. Б. Яковенко, И. Б. Гусманом.
Инструментально-исполнительская природа фортепиано,
3
Стр.3
его специфика и место в ансамбле, музыкальная педагогика
— к этим тематическим направлениям Н. Б. Грибков
в различных аспектах снова и снова возвращается в своих
статьях.
С началом работы Николая Борисовича на кафедре
фортепиано его профессиональными интересами становятся
важные и, безусловно, определяющие в процессе
воспитания будущих музыкантов темы, связанные с методикой
преподавания фортепиано и проблемами интерпретации.
В размышлениях об этом он опирается на опыт
основоположников отечественной фортепианной педагогики
Г. Г. Нейгауза, Я. И. Мильштейна, К. Н. Игумнова, а
также их зарубежных коллег А. Корто, К. Мартинсена,
Ф. Штейнгаузена.
В период работы Н. Б. Грибкова концертмейстером
в Образцовом детском хореографическом коллективе
«Пионерия» городского ДТЮ им. В. П. Чкалова, которая
осуществлялась параллельно с деятельностью в консерватории,
сформировалось его отношение к музыкальному
времени, ритму, синтезу пластики движения и звука.
Кроме этого, использование для оформления танцев современного
инструментария: компьютера и электронных
музыкальных инструментов, — обусловило профессиональный
интерес к роли новых технологий в музыке, что
также нашло отражение в настоящем сборнике. На формирование
музыкального мировоззрения немаловажное
влияние оказала и работа концертмейстером детского
хора Дворца пионеров.
Таким образом, предлагаемые в сборнике статьи напи4
саны
автором, имеющим богатый педагогический и творческий
опыт. Обозначенные авторские интересы предопределили
тематику и содержание статей, входящих в
сборник:
«О музыкальных способностях и системности обучения»
— личностное проблемное осмысление относи
Стр.4
тельно целесообразности перенесения некоторых подходов,
сложившихся в педагогической практике, в том
числе считающихся инновационными, применительно к
собственно музыкальной педагогике как весьма специфической
сфере образования. В числе прочих аспектов
автора беспокоит «вымывание» интеллектуальной
составляющей из процесса обучения. Авторская позиция,
напротив, состоит в повышении роли сознательного
через развитие комплекса способностей на основе метода
компенсации, реализуемого в рамках системного
подхода.
«Несамостоятельные соображения о самостоятельной
работе» — статья посвящена психологическим
аспектам самостоятельной работы обучающихся по курсу
фортепиано и обращена, скорее, к студентам. Последнее
обуславливает формат общения с читателем: в доступной,
неакадемической манере, с присущим автору чувством
юмора повествуется о 10 заповедях-завещаниях
по строительству Храма музыки внутри каждого из нас.
Однако во всем этом угадывается грусть от утраты «романтической
составляющей» в самостоятельной работе
современных студентов.
«Музыка и электричество», «Музыка и слово» — как
возможно полагать уже из названий материалов, их содержание
связано с прикладной проблематикой. Опираясь
на исторические данные, диалектику гуманитарной и
естественно-научной сферы человеческих знаний и достижений,
автор представляет свое видение относительно
интерпретации, новых выразительных средств и их комбинаций,
возможности углубления коммуникационных
каналов между произведением искусства и человеком.
«Чтение с листа как предчувствие» — это попытка в
очередной раз по-новому взглянуть на воспитание такого
нужного и важного для музыканта навыка, как читка с
листа. И здесь нет готовых рецептов: как и в других вы5
Стр.5
шеназванных материалах, здесь вновь проявляется свойственное
автору желание разбудить творческую мысль
читателя.
Статьи Н. Б. Грибкова — это, скорее, свободно высказываемые
«размышления на тему», своего рода эссе,
опирающиеся на рефлексию личного опыта. Автор не навязывает
свою точку зрения как единственно правильную
и, как правило, не предлагает готовых решений — для
него важнее обозначить само существо затрагиваемого
проблемного поля с позиции личностного воззрения,
предоставив читателю возможность взглянуть на поднятые
проблемы «с высоты птичьего полета» и сделать собственные
выводы.
Р. А. Ульянова
кандидат искусствоведения,
профессор
6
Стр.6
Послесловие
Живет себе писатель, притаился, словно кот-рыболов
возле мозга-аквариума, караулит плещущиеся там мысли,
мыслишки и мыслищи. И хочется ему и рыбку съесть,
поднявшись до нечеловеческих высот обобщения, вырвавшись
вперед (в off zeit, так сказать), и поболтать с
читателем на современном, понятном ему языке.
Журнал раньше такой был, «Наука и жизнь» назывался.
Но совмещение науки с публицистикой — дело неблагодарное,
да и не востребованное.
Поэтому сии записки нужно воспринимать как всего
лишь разного роду и племени-времени наблюдения за
профессией концертмейстера и преподавателя музыки,
но всегда — как приглашение к размышлению.
94
Стр.94
Содержание
Ульянова Р. А. Предисловие
О способностях и системности обучения
Чтение нот с листа как предчувствие
Несамостоятельные соображения
о самостоятельной работе
Музыка и электричество.
Плюсы и минусы «электризации» музыки
Музыка и слово
Послесловие
59
73
94
3
7
37
46
95
Стр.95
Научно-популярное издание
Грибков Николай Борисович
НЕСВОЕВРЕМЕННЫЕ МЫСЛИ
ВОКРУГ МУЗЫКИ
Музыкально-публицистические очерки
Под редакцией Ульяновой Риммы Арташессовны
Ответственная за издание Т. Б. Суханова
Компьютерная верстка, дизайн обложки А. С. Платонова
Подписано в печать 20.05.2016. Формат 60*84/16.
Усл. печ. л. 5,58. Тираж 50 экз. Заказ ¹ 83.
ФГБОУ ВО «Нижегородская государственная
консерватория им. М. И. Глинки»
603950, Нижний Новгород, ул. Пискунова, д. 40.
www.nnovcons.ru
Отпечатано в ФГБОУ ВО «Нижегородская государственная
консерватория им. М. И. Глинки»
Стр.96