ЭСТЕТИКА ЭКРАНИЗАЦИИ: УТОПИЯ И АНТИУТОПИЯ В КНИГЕ И НА ЭКРАНЕ Материалы научно-практической конференции 9–10 апреля 2015 года Москва 2016 ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КИНЕМАТОГРАФИИ ИМЕНИ С.А. <...> ГЕРАСИМОВА ЭСТЕТИКА ЭКРАНИЗАЦИИ: УТОПИЯ И АНТИУТОПИЯ В КНИГЕ И НА ЭКРАНЕ МАТЕРИАЛЫ НАУЧНО‒ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ 9–10 АПРЕЛЯ 2015 ГОДА МОСКВА 2016 УДК 778.5.04.072.094 ББК 85.374 Э–872 Составитель и редактор: доктор филологических наук, профессор кафедры эстетики, истории и теории культуры ВГИКа Мильдон В.И. <...> Э–872 Утопия и антиутопия в книге и на экране. <...> Ученые из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода рассмотрели многообразные проблемы утопического и антиутопического миров в произведениях литературы (Г. Уэллс, Е. Замятин <...> «Этическая эволюция» Томаса Генри Гексли (его часто называли «бульдогом Дарвина») — ответ Мальтусу и описанной им ловушке, в которую попадает человечество по мере своего роста. <...> По мнению Гексли, в случае борьбы людей за существование, в отличие от борьбы конкурирующих между собой животных, имеет место «этический процесс», конечным этапом которого является не выживание наиболее приспособленных, но приспособление для выживания как можно большего числа людей и выживание более достойных, с точки зрения этики3 . <...> «Кооперативная эволюция» Петра Кропоткина — развитие проглядывающей в учении Гексли идеи кооперации людей в «этическом процессе», так называемой «Взаимной Помощи»4 . <...> В начале ХХ века Уэллс — и, как многие фабианцы, включая Джорджа Бернарда Шоу, — член созданного в Лондоне в 1907 году Евгенического образовательного общества, позднее преобразованного в Евгеническое общество и известного в настоящее время как Институт Гальтона. <...> Уэллс — сторонник в основном негативной евгеники, то есть, контроля за рождаемостью и ограничения рождаемости генетически неполноценных людей: возможность улучшения человеческой породы он связывает не с селекцией брачных партнеров, а с принудительной <...>
Эстетика_экранизации_утопия_и_антиутопия_в_книге_и_на_экране._Материалы_научно-практической_конференции__(1).pdf
УДК 778.5.04.072.094
ББК 85.374
Э–872
Составитель и редактор: доктор филологических
наук, профессор кафедры эстетики, истории и теории
культуры ВГИКа Мильдон В.И.
Э–872
Утопия и антиутопия в книге и на экране. Материалы
научно-практической конференции. ― М.:
ВГИК, 2016. — 254 с.
ISBN 978-5-87149-197-3
В сборнике представлены материалы VII общероссийской научной конференции
по эстетике экранизации «Утопия и антиутопия в литературе и
кино», которая проводилась кафедрой эстетики, истории и теории культуры
ВГИКа 9–10 апреля 2015 года.
Ученые из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода рассмотрели
многообразные проблемы утопического и антиутопического миров в произведениях
литературы (Г. Уэллс, Е. Замятин, О. Хаксли, Д. Оруэлл, Э. Берджес,
А. Кубин) и кино (Ф. Ланг, С. Кубрик, И. Шааф, К. Лопушанский,
Л. фон Триер).
Книга может привлечь внимание тех, кто изучает вопросы истории,
эстетики и теории кино и литературы, а также интересуется состоянием
отечественного и мирового кинематографа.
Все доклады публикуются в редакции авторов, расположенных в алфавитном
порядке.
УДК 778.5.04.072.094
ББК 85.374
© Всероссийский государственный
институт кинематографии
им. С.А. Герасимова, 2016
ISBN 978-5-87149-197-3
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Бугаева Л.Д. Эксперимент по созданию
генетически «нового человека»: между
утопией и антиутопией . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
Дриккер А.С. Экран ― приглашение в утопию . . . . . . 29
Елисеева Е.А. Изображение утопического
общества в отечественном кинематографе . . . . . . . . . 39
Ельчанинофф Л.И. «Метрополис»: сердце как
вызов антиутопии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46
Кобленкова Д.В. Трансформации утопий
в скандинавском кинематографе: «Братья Львиное
Сердце», «Мандерлей», «Север». . . . . . . . . . . . . . . . . 65
Ланин Б.А. Антиутопия Джорджа Оруэлла
«1984» на экране . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 77
Мильдон В.И. Утопия фильма «Строгий юноша»
как антиутопия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89
Москвина Е.В. Фильм Йоханеса Шаафа
«Город мечты» как антиутопия . . . . . . . . . . . . . . . . . 107
Приходько В.В. Первооткрыватель,
обыватель и механический дракон: герои
анимационных антиутопий (на материале
советской анимации) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123
Разлогов К.Э. Утопия Константина Эрнста
и комбинаторика «Дозоров» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 136
Рейзен О.К. Черный юмор как инструмент
утопии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 147
3
Стр.3
Ростоцкая М.А. Христианские постутопии
К. Лопушанского: о ценности
человеческих свойств . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .167
Рыбина П.Ю. Театральность антиутопии:
реализация жанрового конфликта в межмедийном
контексте (на материале «Заводного
апельсина» Э. Бёрджесса / С. Кубрика) . . . . . . . . .179
Стеркина Н.И. Советская педагогическая
утопия на экране . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .194
Хренов Н.А. Утопия и миф в русском
киноавангарде 20-х годов . . . . . . . . . . . . . . . . . . .204
Шевцов В.В. Утопические сообщества
в фильмах М. Найта Шьямалана,
Л. фон Триера и Л. Мудиссона . . . . . . . . . . . . . . . .241
Стр.4