ГЕРАСИМОВА ЭСТЕТИКА ЗВУКА НА ЭКРАНЕ И В КНИГЕ материалы всероссийской научно-практической конференции 12–14 апреля 2016 года Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 16-04-14061 МОСКВА 2016 УДК 778.5.04.072.094 ББК 85.374 Э 872 Рецензенты: доктор философских наук А.П. Николаева-Чинарова, кандидат филологических наук М.Г. Анищенко Составитель и научный редактор: доктор филологических наук, профессор кафедры эстетики, истории и теории культуры ВГИКа Мильдон В.И. <...> ISBN 978–5–87149–212–3 В сборнике представлены материалы VIII всероссийской научной конференции по эстетике экранизации «Эстетика звука на экране и в книге», которая проводилась кафедрой эстетики, истории и теории культуры ВГИКа 12–14 апреля 2016 года. <...> Ученые из Москвы, Нижнего Новгорода, Оренбурга, Санкт-Петербурга, Сочи рассмотрели многообразные проблемы изображения звуков литературой и кинематографом. <...> С.А. Герасимова, 2016 ЭСТЕТИКА ЗВУКА НА ЭКРАНЕ И В КНИГЕ СОДЕРЖАНИЕ Бугаева Л.Д. <...> Идеальное и феномен голоса в кинематографе . <...> Действительная асинхронная речь как один из способов переноса литературного диалога на экран . <...> «Шепоты и крики»: о звуках в шведском кино . <...> Музыкальные образы экрана и литературный первоисточник (И.Таланкин <...> Oxford, New York, ЭСТЕТИКА ЗВУКА НА ЭКРАНЕ И В КНИГЕ и аудиовизуальные метафоры, не являясь исключением из общего правила, также опираются на концептуальные метафорические структуры, уже существующие в сознании создателя/зрителя/слушателя, и на опыт социализации индивида, который затем становится основой для восприятия (звукового и визуального) и оценки последующего опыта. <...> Вслед за Дамасио9 , Джонсон определяет музыкальное значение как состоящее из серии взаимосвязанных и взаимопереплетенных образов, в основном, визуальных, под которыми понимаются ментальные схемы со структурой, образованной разными модальностями: визуальной, слуховой, обонятельной, вкусовой и осязательной10 о «телесной природе музыкальной <...>
Эстетика_звука_на_экране_и_в_книге._Материалы_научно-практической_конференции,_Москва,_12-14_апреля_2016.pdf
УДК 778.5.04.072.094
ББК 85.374
Э 872
Рецензенты:
доктор философских наук А.П. Николаева-Чинарова,
кандидат филологических наук М.Г. Анищенко
Составитель и научный редактор: доктор филологических
наук, профессор кафедры эстетики, истории и теории культуры
ВГИКа Мильдон В.И.
Э 872
Эстетика звука на экране и в книге.
Материалы всероссийской научно-практической конференции.
М., ВГИК, 2016. — 355 С.
ISBN 978–5–87149–212–3
В сборнике представлены материалы VIII всероссийской научной
конференции по эстетике экранизации «Эстетика звука на экране и в книге»,
которая проводилась кафедрой эстетики, истории и теории культуры
ВГИКа 12–14 апреля 2016 года.
Ученые из Москвы, Нижнего Новгорода, Оренбурга, Санкт-Петербурга,
Сочи рассмотрели многообразные проблемы изображения звуков
литературой и кинематографом. В отличие от прошлых лет публикуется
дискуссия, возникшая по поводу прочитанных докладов.
Книга может привлечь внимание тех, кто изучает вопросы истории,
эстетики и теории кино и литературы, а также интересуется состоянием
отечественного и мирового кинематографа.
УДК 778.5.04.072.094
ББК 85.374
Э-872
ISBN 978–5–87149–212–3
© Всероссийский государственный
институт кинематографии
им. С.А. Герасимова, 2016
Стр.2
ЭСТЕТИКА ЗВУКА НА ЭКРАНЕ И В КНИГЕ
СОДЕРЖАНИЕ
Бугаева Л.Д. Аудиовизуальная метафора
в интертекстуальном пространстве фильма . . . . . . . . . .5
Буткова О.В. Музыкальное представление сказочных
и фантастических образов в фильмах Т. Бертона . . . . . . 24
Воденко М.О.* Драматургическая роль звука
в пространстве фильма М. Хуциева «Июльский дождь» . . 33
Дриккер А.С.* Изображение и звук: от пещеры Шовэ
до 3D-кинематографа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 43
Ельчанинофф Л.И. Идеальное и феномен голоса
в кинематографе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
Зуйков В.С. Звук и смысл китайского иероглифа . . . . . . 79
Карцев А.А. Утраченное или обретенное? Экранизация
звуков М. Пруста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90
Касакина М.В. Действительная асинхронная речь как
один из способов переноса литературного диалога
на экран . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 105
Кобленкова Д.В. «Шепоты и крики»: о звуках
в шведском кино . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 125
Копылова М.Л.* Музыка и звуки — контрапункт фабулы
фильма для подростков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 134
Кривуля Н.Г. Рисованный звук в анимации . . . . . . . . 142
Ланин Б.А. Звуки и тишина в русском постмодернизме:
романы В. Сорокина и В. Пелевина и их экранизации . . 162
Маньковская Н.Б. Звук и буква в эстетике французского
символизма . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 172
Мариевская Н.Е. Беззвучие в звуковом кино . . . . . . . 192
Мильдон В.И. Фоноэкфразис. Изображение звука в
литературе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 210
3
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
Мирошкина А.Ф. Музыкальные образы экрана
и литературный первоисточник
(И.Таланкин и А.Шнитке) . . . . . . . . . . . . . . . . . . 225
Михайлова Т.В. Собачий лай и токарный станок
(«Лолита» В. Набокова в экранизации Э. Лайна) . . . . . 241
Михеева Ю.В. Звукозрительный экстазис
в экранизациях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 265
Морозова И.В. Классическая музыка в биографическом
фильме Запада (биография музыканта через его музыку
на экране) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 279
Прожико Г.С. Документальная речь
в документальном кино . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 288
Ростоцкая М.А. Звук в немом кино . . . . . . . . . . . . . 297
Рыбина П.Ю. To hear or not to hear: парадоксы
восприятия звука в «Короле Лире» Ж.-Л. Годара . . . . . 315
Стеркина Н.И. Эфраим Севела: Звук в литературе
и в кино . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 331
Харитонова Н.С. Звук в творчестве В. Кандинского . . . 340
Знаком* обозначены авторы, по разным причинам не выступавшие, но представившие
материал для публикации.
Стр.4