ISBN 978-5-87149-183-6 Исследование влияния театрализации на формирование языка кино в отечественном кинематографе второй половины 1960-х–1980-х гг. на примере творчества А. Сокурова <...> ТРАДИЦИИ СКОМОРОШЕСТВА (НАРОДНАЯ СМЕХОВАЯ КУЛЬТУРА) В ТВОРЧЕСТВЕ С. ОВЧАРОВА <...> «ДОМАШНИЙ ТЕАТР», ИЛИ «ЗРЕЛИЩЕ В ЗРЕЛИЩЕ» (О КИНЕМАТОГРАФЕ С. СОЛОВЬЕВА <...> Большое значение исследование принципов театрализации имеет в киноведении, так как кинематограф и театр базируются на общих принципах игровой условности, уходящих корнями к обрядовому ритуалу. <...> С выявлением собственного языка кино понятие «театральности» постепенно приобретает негативный оттенок и противопоставляется при котором изображаемое явление предстает не привычным, очевидным, знакомым, а новым, незнакомым, «чужим». <...> Правда, все, что он ругал, на самом деле, было пошло, но, увлекаясь изгнанием пошлости, Станиславский убрал вместе с нею и настоящую, нужную театральность, а настоящая театральность и состоит в том, чтобы подносить театральное произведение театрально»1 . <...> Первоначально он активно пользовался театральными наработками и театральной системой выразительности (актерской игрой, театральными мизансценами и декорациями), но постепенно отходил от нее. <...> Канудо, пишет: ««Космогонизм» кинематографа кладется Канудо в основу его противопоставления театру, якобы опирающемуся на «чудовищный миметизм», протеизм бесконечного перевоплощения, выдающего одно физическое бытие 1 Вахтангов Е. <...> В кино, по мнению Канудо, происходит как бы выражение самого бытия, но физически не присутствующего, спиритуализированного, абстрагированного. <...> Абстрактный характер фильма позволяет Канудо сблизить кино с литературой, а кинотворчество назвать «световым письмом»»1 . <...> Первоначально в отечественном кинематографе, как и в театре, никто не сопротивлялся бутафории как таковой: кино совершенно свободно пользовалось не столько естественными интерьерами, сколько нарисованными задниками <...>
Театрализация_кинематографа_учебное_пособие.pdf
УДК 778.5.01.009:792
ББК 85.05
С50
С 50
Смагина С.А.
Театрализация кинематографа. Пути обновления киноязыка (на материале
отечественных фильмов второй половины 1960-х–1980-х гг.) :
Монография. М. : ВГИК, 2014. 135 С.
ISBN 978-5-87149-183-6
Исследование влияния театрализации на формирование языка кино в отечественном
кинематографе второй половины 1960-х–1980-х гг. на примере творчества А. Сокурова, С. Параджанова,
С. Овчарова, Н. Михалкова и С.Соловьева.
УДК 778.5.01.009:792
ББК 85.05
ISBN 978-5-87149-183-6
© Смагина С.А.
© Всероссийсий государственный
институт кинематографии
им. С.А. Герасимова (ВГИК)
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ................................................................................................................ 4
Кинематограф и театр. История взаимоотношений ............................................... 4
«Вторичная театрализация» в системе художественных
средств выразительности фильма ........................................................................... 11
Театрализация кинематографа как форма художественного бытия ..................... 23
ГЛАВА 1. ТЕАТР ПАУЗЫ А. СОКУРОВА ............................................................ 32
ГЛАВА 2. ТЕАТР ИЕРАТИЧЕСКОЙ КИНОРИТОРИКИ
С. ПАРАДЖАНОВА ................................................................................................ 59
ГЛАВА 3. ТРАДИЦИИ СКОМОРОШЕСТВА
(НАРОДНАЯ СМЕХОВАЯ КУЛЬТУРА)
В ТВОРЧЕСТВЕ С. ОВЧАРОВА ............................................................................ 77
ГЛАВА 4. «ДОМАШНИЙ ТЕАТР», ИЛИ «ЗРЕЛИЩЕ В ЗРЕЛИЩЕ»
(О КИНЕМАТОГРАФЕ С. СОЛОВЬЕВА И Н. МИХАЛКОВА) .......................... 89
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...................................................................................................... 111
БИБЛИОГРАФИЯ .................................................................................................. 113
ФИЛЬМОГРАФИЯ ................................................................................................. 122
3
Стр.3