Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

Драматургия фильма (500,00 руб.)

0   0
Первый авторНехорошев Л. Н.
ИздательствоМ.: ВГИК
Страниц344
ID621706
АннотацияВпервые современная теория кинодраматургии представлена как единая строгая система взаимосвязанных компонентов фильма. В основу учебника вошёл лекционный курс по теории кинодраматургии, прочитанный профессором Всероссийского государственного университета кинематографии Л.Н. Нехорошевым на сценарно-киноведческом и режиссерском факультетах ВГИКа. Автор умело сочетает теорию с драматургическим анализом фильмов мировой классики.
Кем рекомендованоФГНИУ «Государственный институт искусствознания» в качестве учебника для использования в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы высшего профессионального образования по специальности «Драматургия»
Кому рекомендованоКнига представляет интерес для учащихся киновузов, колледжей, кинофакультетов, а также для всех любителей искусства кино.
ISBN5-87149-113-8
УДК778.5.04.072
ББК85.374
Нехорошев, Л.Н. Драматургия фильма : учебник / Л.Н. Нехорошев .— Москва : ВГИК, 2009 .— 344 с. — ISBN 5-87149-113-8 .— URL: https://rucont.ru/efd/621706 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Л. Н. Нехорошев Рекомендовано ФГНИУ «Государственный институт искусствознания» в качестве учебника для использования в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы высшего профессионального образования по специальности «Драматургия» МОСКВА ВГИК 2009 3.indd 1 07.05.2009 22:46:45 S УДК 778.5.04.072 ББК 85.374 Н587 Рецензент: Хренов Н.А. — доктор философских наук, профессор Автор благодарит за помощь в работе над изданием кафедру кинодраматургии и сотрудников кабинета кинодраматургии ВГИКа. <...> ISBN 5-87149-113-8 Впервые современная теория кинодраматургии представлена как единая строгая система взаимосвязанных компонентов фильма. <...> Время и пространство в видах киносюжета 6.7. <...> Главное положение, которым руководствовался автор при составлении данного учебника: драматургия фильма должна рассматриваться не просто как набор отдельных ее элементов, а как система компонентов, взаимосвязанных между собой по определенному принципу. <...> Книга предназначена быть учебником по вузовским дисциплинам «Теория кинодраматургии» и «Кинодраматургия». <...> Аттракцион «движущееся изображение» лежит в основе искусства кино и многое в нем объясняет. <...> Андрей Тарковский считал эту способность кино главным его преимуществом и писал о ней в статье «Запечатленное время». <...> Знание законов кинодраматургии так же важно, как знание законов в архитектуре: неверный расчет — и мост рухнет. <...> Это наглядно продемонстрировано в финале картины Дэвида Финчера «Бойцовский клуб». <...> Н.) сценария и фильма строится на раскрытии драматической ситуации…»9 7 Запись по фильму «Бойцовский клуб» // Киносценарии. <...> В 1966 г. вышла замечательная книга киноведа Виктора Демина «Фильм без интриги», посвященная новым способам сюжетосложения… Возможности кинематографа постоянно обогащаются: цвет, стереофонический звук, новые, особо чувствительные сорта пленки, цифровая техника, компьютерная графика… Развивается и искусство кино; накапливается новый опыт, а значит <...>
Драматургия_фильма_учебное_пособие.pdf
S УДК 778.5.04.072 ББК 85.374 Н587 Рецензент: Хренов Н.А. — доктор философских наук, профессор Автор благодарит за помощь в работе над изданием кафедру кинодраматургии и сотрудников кабинета кинодраматургии ВГИКа. Нехорошев Л.Н. Н587 Драматургия фильма: Учебник. — М.: ВГИК, 2009. — 344 с. ISBN 5-87149-113-8 Впервые современная теория кинодраматургии представлена как единая строгая система взаимосвязанных компонентов фильма. В основу учебника вошёл лекционный курс по теории кинодраматургии, прочитанный профессором Всероссийского государственного университета кинематографии Л.Н. Нехорошевым на сценарно-киноведческом и режиссерском факультетах ВГИКа. Автор умело сочетает теорию с драматургическим анализом фильмов мировой классики. Книга представляет интерес для учащихся киновузов, колледжей, кинофакультетов, а также для всех любителей искусства кино. УДК 778.5.04.072 ББК 85.374 ISBN 5-87149-113-8 © Всероссийский государственный унивестет кинематографии им. С.А. Герасимова (ВГИК), 2009 3.indd 2 07.05.2009 22:46:45
Стр.2
Screenwrighting СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ........................................................................................ ВВЕДЕНИЕ 1. Что такое «теория кинодраматургии»?............................................... 1.1. Можно ли нарушать законы кинодраматургии? 2. Чем конкретно занимается дисциплина «Теория кинодраматургии»?....................................................................................................... ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ДРАМАТУРГИИ ФИЛЬМА. СИСТЕМА ИХ ВЗАИМОСВЯЗИ 1. Основные компоненты.......................................................................... 1.1. Система взаимосвязи драматургических компонентов ДВИЖУЩЕЕСЯ ИЗОБРАЖЕНИЕ. КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЕГО СОЗДАНИЯ 1. Изображение.......................................................................................... 1.1. Кинематографические средства создания изображения 2. Движение............................................................................................... 2.1. Специфика движения в кино 2.2. Виды движения в кино 2.3. Характер кинематографического движения 3. Деталь. Ее функции в драматургии фильма....................................... 3.1. Драматургические функции детали ЗВУЧАЩЕЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ 1. Звучащая речь........................................................................................ 1.1. Содержание речи 1.2. Формы и виды звучащей речи в кино 1.3.О специфике звучащего слова в кино 9 2. Способы построения звукозрительного образа.................................. 2.1. Вертикальный монтаж 2.2. Что такое «контрапункт»? 2.3. Формы соотнесения изображения и звука в кино 2.4. О сопряжении речи и изображения в сценарии 2.5. Драматургическая функция шумов и музыки 6 7 12 16 22 32 40 50 62 3.indd 3 07.05.2009 22:46:45
Стр.3
The idea КОМПОЗИЦИЯ 1. Роль композиции в драматургии фильма............................................ 1.1.Что такое «композиция»? 2. Виды композиции................................................................................... 2.1. Элементы структурной композиции 2.2. Элементы сюжетной композиции 2.3. Американская теория сюжетной композиции 2.4. Элементы сюжетно-линейной композиции 2.5. Элементы архитектоники 3. Функции разных видов композиции.................................................... СЮЖЕТ 1.Что такое «сюжет»?................................................................................ 1.1. Образ целого 1.2. Сюжет как форма образа 1.3. Что такое «фабула»? 2. Элементарные части сюжета................................................................ 2.1. Действие как первоэлемент сюжета 2.2. Мотивировка 2.3. Перипетия 2.4. Узнавание 3. Драматургический конфликт................................................................. 3.1. Что такое «конфликт»? 3.2. Роды драматургического конфликта 3.3. Виды драматургических конфликтов 3.4. Соотнесенность родов и видов конфликтов 4. Сюжетные мотивы и ситуации............................................................. 4.1. Что такое «мотив»? 4.2. Классификация сюжетов 4.3. Мотивы мифологические, фольклорные и религиозные 5. Образ, характер, личность человека в сценарии и фильме............... 5.1. Образ и характер персонажа фильма 5.2. Личность 6. Виды сюжета в кино............................................................................. 6.1. Роды литературные и виды сюжета в кино 6.2. Виды действий в кино 6.3. Способы движения и способы связи действий в разных видах сюжетов в кино 78 79 130 134 144 170 179 193 206 3.indd 4 07.05.2009 22:46:45
Стр.4
6.4. Конфликты в разных видах киносюжета 6.5. Способы раскрытия личности в разных видах сюжета 6.6. Время и пространство в видах киносюжета 6.7. Темп развития разных видов сюжета 6.8. Фабула и сюжет: их взаимоотнесение в разных родах художественного кино 6.9. Синтетический сюжет 7. Авторский фильм.................................................................................. ЖАНР 1. Что такое «жанр»?................................................................................. 1.1. Жанр и виды сюжета, их соотнесение 2. Основные жанры и их разновидности................................................ 3. Виды жанровых образований............................................................... 4. Жанр и стиль.......................................................................................... ЭКРАНИЗАЦИЯ 1. Что такое «экранизация»?..................................................................... 2. Виды экранизаций................................................................................. 2.1. Пересказ-иллюстрация 2.2. Новое прочтение 2.3. Переложение ИДЕЯ 1. Что такое «идея»?.................................................................................. 2. Формы и виды идеи фильма.................................................................. 2.1. Идея-замысел 2.2. Идея, воплощенная в законченном фильме 2.3. Идея, какой ее воспринял зритель фильма 3. Художественная идея как дар............................................................... ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................... ПРИЛОЖЕНИЕ......................................................................................... Рекомендуемая литература........................................................................ 266 270 278 297 300 304 305 318 319 326 327 331 342 Screen version 3.indd 5 07.05.2009 22:46:45
Стр.5