Л. Н. Нехорошев Рекомендовано ФГНИУ «Государственный институт искусствознания» в качестве учебника для использования в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы высшего профессионального образования по специальности «Драматургия» МОСКВА ВГИК 2009 3.indd 1 07.05.2009 22:46:45 S УДК 778.5.04.072 ББК 85.374 Н587 Рецензент: Хренов Н.А. — доктор философских наук, профессор Автор благодарит за помощь в работе над изданием кафедру кинодраматургии и сотрудников кабинета кинодраматургии ВГИКа. <...> ISBN 5-87149-113-8 Впервые современная теория кинодраматургии представлена как единая строгая система взаимосвязанных компонентов фильма. <...> Время и пространство в видах киносюжета 6.7. <...> Главное положение, которым руководствовался автор при составлении данного учебника: драматургия фильма должна рассматриваться не просто как набор отдельных ее элементов, а как система компонентов, взаимосвязанных между собой по определенному принципу. <...> Книга предназначена быть учебником по вузовским дисциплинам «Теория кинодраматургии» и «Кинодраматургия». <...> Аттракцион «движущееся изображение» лежит в основе искусства кино и многое в нем объясняет. <...> Андрей Тарковский считал эту способность кино главным его преимуществом и писал о ней в статье «Запечатленное время». <...> Знание законов кинодраматургии так же важно, как знание законов в архитектуре: неверный расчет — и мост рухнет. <...> Это наглядно продемонстрировано в финале картины Дэвида Финчера «Бойцовский клуб». <...> Н.) сценария и фильма строится на раскрытии драматической ситуации…»9 7 Запись по фильму «Бойцовский клуб» // Киносценарии. <...> В 1966 г. вышла замечательная книга киноведа Виктора Демина «Фильм без интриги», посвященная новым способам сюжетосложения… Возможности кинематографа постоянно обогащаются: цвет, стереофонический звук, новые, особо чувствительные сорта пленки, цифровая техника, компьютерная графика… Развивается и искусство кино; накапливается новый опыт, а значит <...>
Драматургия_фильма_учебное_пособие.pdf
S
УДК 778.5.04.072
ББК 85.374
Н587
Рецензент: Хренов Н.А. — доктор философских наук, профессор
Автор благодарит за помощь в работе над изданием кафедру кинодраматургии
и сотрудников кабинета кинодраматургии ВГИКа.
Нехорошев Л.Н.
Н587 Драматургия фильма: Учебник. — М.: ВГИК, 2009. — 344 с.
ISBN 5-87149-113-8
Впервые современная теория кинодраматургии представлена как единая
строгая система взаимосвязанных компонентов фильма. В основу учебника
вошёл лекционный курс по теории кинодраматургии, прочитанный профессором
Всероссийского государственного университета кинематографии
Л.Н. Нехорошевым на сценарно-киноведческом и режиссерском факультетах
ВГИКа. Автор умело сочетает теорию с драматургическим анализом фильмов
мировой классики.
Книга представляет интерес для учащихся киновузов, колледжей, кинофакультетов,
а также для всех любителей искусства кино.
УДК 778.5.04.072
ББК 85.374
ISBN 5-87149-113-8
© Всероссийский государственный унивестет
кинематографии им. С.А. Герасимова (ВГИК), 2009
3.indd 2
07.05.2009 22:46:45
Стр.2
Screenwrighting
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ........................................................................................
ВВЕДЕНИЕ
1. Что такое «теория кинодраматургии»?...............................................
1.1. Можно ли нарушать законы кинодраматургии?
2. Чем конкретно занимается дисциплина «Теория кинодраматургии»?.......................................................................................................
ОСНОВНЫЕ
КОМПОНЕНТЫ ДРАМАТУРГИИ ФИЛЬМА. СИСТЕМА
ИХ ВЗАИМОСВЯЗИ
1. Основные компоненты..........................................................................
1.1. Система взаимосвязи драматургических компонентов
ДВИЖУЩЕЕСЯ ИЗОБРАЖЕНИЕ. КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКИЕ
СРЕДСТВА ЕГО СОЗДАНИЯ
1. Изображение..........................................................................................
1.1. Кинематографические средства создания изображения
2. Движение...............................................................................................
2.1. Специфика движения в кино
2.2. Виды движения в кино
2.3. Характер кинематографического движения
3. Деталь. Ее функции в драматургии фильма.......................................
3.1. Драматургические функции детали
ЗВУЧАЩЕЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ
1. Звучащая речь........................................................................................
1.1. Содержание речи
1.2. Формы и виды звучащей речи в кино
1.3.О специфике звучащего слова в кино
9
2. Способы построения звукозрительного образа..................................
2.1. Вертикальный монтаж
2.2. Что такое «контрапункт»?
2.3. Формы соотнесения изображения и звука в кино
2.4. О сопряжении речи и изображения в сценарии
2.5. Драматургическая функция шумов и музыки
6
7
12
16
22
32
40
50
62
3.indd 3
07.05.2009 22:46:45
Стр.3
The idea
КОМПОЗИЦИЯ
1. Роль композиции в драматургии фильма............................................
1.1.Что такое «композиция»?
2. Виды композиции...................................................................................
2.1. Элементы структурной композиции
2.2. Элементы сюжетной композиции
2.3. Американская теория сюжетной композиции
2.4. Элементы сюжетно-линейной композиции
2.5. Элементы архитектоники
3. Функции разных видов композиции....................................................
СЮЖЕТ
1.Что такое «сюжет»?................................................................................
1.1. Образ целого
1.2. Сюжет как форма образа
1.3. Что такое «фабула»?
2. Элементарные части сюжета................................................................
2.1. Действие как первоэлемент сюжета
2.2. Мотивировка
2.3. Перипетия
2.4. Узнавание
3. Драматургический конфликт.................................................................
3.1. Что такое «конфликт»?
3.2. Роды драматургического конфликта
3.3. Виды драматургических конфликтов
3.4. Соотнесенность родов и видов конфликтов
4. Сюжетные мотивы и ситуации.............................................................
4.1. Что такое «мотив»?
4.2. Классификация сюжетов
4.3. Мотивы мифологические, фольклорные и религиозные
5. Образ, характер, личность человека в сценарии и фильме...............
5.1. Образ и характер персонажа фильма
5.2. Личность
6. Виды сюжета в кино.............................................................................
6.1. Роды литературные и виды сюжета в кино
6.2. Виды действий в кино
6.3. Способы движения и способы связи действий в разных видах
сюжетов в кино
78
79
130
134
144
170
179
193
206
3.indd 4
07.05.2009 22:46:45
Стр.4
6.4. Конфликты в разных видах киносюжета
6.5. Способы раскрытия личности в разных видах сюжета
6.6. Время и пространство в видах киносюжета
6.7. Темп развития разных видов сюжета
6.8. Фабула и сюжет: их взаимоотнесение в разных родах художественного
кино
6.9. Синтетический сюжет
7. Авторский фильм..................................................................................
ЖАНР
1. Что такое «жанр»?.................................................................................
1.1. Жанр и виды сюжета, их соотнесение
2. Основные жанры и их разновидности................................................
3. Виды жанровых образований...............................................................
4. Жанр и стиль..........................................................................................
ЭКРАНИЗАЦИЯ
1. Что такое «экранизация»?.....................................................................
2. Виды экранизаций.................................................................................
2.1. Пересказ-иллюстрация
2.2. Новое прочтение
2.3. Переложение
ИДЕЯ
1. Что такое «идея»?..................................................................................
2. Формы и виды идеи фильма..................................................................
2.1. Идея-замысел
2.2. Идея, воплощенная в законченном фильме
2.3. Идея, какой ее воспринял зритель фильма
3. Художественная идея как дар...............................................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................................
ПРИЛОЖЕНИЕ.........................................................................................
Рекомендуемая литература........................................................................
266
270
278
297
300
304
305
318
319
326
327
331
342
Screen version
3.indd 5
07.05.2009 22:46:45
Стр.5