Кузнецов, В.В. Прямов ПРАКТИЧЕСКАЯ ПЕРЕЗАПИСЬ В КИНО- И ВИДЕОПРОИЗВОДСТВЕ Допущено Учебно-методическим объединением высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области кинематографии и телевидения в качестве учебного пособия для студентов вузов, обучающихся по кинематографическим специальностям Москва. <...> 2016 УДК ББК 778.534.4 85.374 К891 Рецензенты: звукорежиссер перезаписи киноконцерна «Мосфильм», заведующий кафедрой звукорежиссуры ВГИКа А.Н. <...> 36 Применение искусственной реверберации для регулирования громкости . <...> Основные приемы работы звукорежиссера при перезаписи Микширование . <...> 65 Панорамирование звуковой информации при традиционной перезаписи . <...> Работа звукорежиссера при многоканальной стереофонической перезаписи Монтаж стереофонограмм к перезаписи . <...> 77 Особенности звукового монтажа к перезаписи DolbyATMOS . <...> 105 Особенности перезаписи в формате Dolby ATMOS . <...> 108 Панорамирование Atmos Objects с помощью джойстиков пультов DFC . <...> Особенности перезаписи многоканальных форматов для телевидения и видеопродукции Современные звуковые форматы для ТВ и видео . <...> 115 Микширование в технологии Dolby ProLogic II . <...> 129 Регулятор микширования уровня усиления звукового тракта — фейдер (кассеты SL 506/508 и DFC) . <...> 145 Устройство Dolby рендеринга и мастеринга (Dolby RMU) и его применение . <...> Процедура быстрого старта кодера DMU для принт-мастеринга . <...> Компьютерный контроль качества цифровой оптической фонограммы (QC-контроль) . <...> Многоканальные форматы для ТВ и видео . <...> Мониторинг RMU через секцию мониторинга пульта DFC . <...> Мониторинг пульта DFC через секцию мониторинга RMU . <...> 188 ВСТУПЛЕНИЕ Перезапись (Rerecording) — процесс создания звукового ряда фильма из множества компонентов — финальный этап производства кинофильма как законченного продукта творческой и технологической деятельности группы его создателей. <...> В студию перезаписи поступает смонтированное «немое» изображение и звуковые компоненты — реплики, музыка и различные виды шумов. <...> Идеально, если такой <...>
Практическая_перезапись_в_кино-_и_видеопроизводстве_учебное_пособие_(1).pdf
УДК
ББК
778.534.4
85.374
К891
Рецензенты:
звукорежиссер перезаписи киноконцерна «Мосфильм», заведующий
кафедрой звукорежиссуры ВГИКа А.Н. Сологубов;
директор по кинопроизводству Dolby CIS А.В. Розанов
К891
В.В. Кузнецов, В.В. Прямов
Практическая перезапись в кино- и видеопроизводстве : учебное
пособие / В.В. Кузнецов, В.В. Прямов. — М. : ВГИК, 2016. — 190 с. : ил.
ISBN 978-5-87149-190-4
Учебное пособие содержит все вопросы учебно-методического комплекса дисциплины
«Технология перезаписи фильма», разработанного в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения.
Предназначено для студентов, обучающихся в высших профессиональных учебных
заведениях по специальности «Звукорежиссура аудиовизуальных искусств».
УДК 778.534.4
ББК 85.374
ISBN 978–5-87149–190–4
©Кузнецов В.В., Прямов В.В., 2016
© Всероссийский государственный институт
кинематографии имени С.А. Герасимова
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Вступление ............................................................................................................ 6
Раздел 1. Особенности физиологии слуха. Разборчивость. Эффект маскирования
Частотная зависимость слуха ................................................................................. 8
Разборчивость .................................................................................................... 11
Инерционность звукового восприятия ..................................................................... 15
Звуковое «маскирование» ..................................................................................... 17
Раздел 2. Компоненты звукового ряда, их спектральные, амплитудные
и гармонические особенности
Речь .................................................................................................................. 18
Музыка ............................................................................................................. 21
Шумы ............................................................................................................... 23
Эффекты ............................................................................................................ 25
Паузы ............................................................................................................... 27
Раздел 3. Отбор и суммирование компонентов. «Раскладка» по спектру и уровням.
Звуковой баланс. Применение искусственной реверберации
Отбор компонентов .............................................................................................. 28
«Раскладка» звуковой информации по спектру и уровням. Поиск тембров ....................... 30
Звуковой баланс .................................................................................................. 33
Применение звуковой «подложки» из пауз ............................................................... 36
Применение искусственной реверберации для регулирования громкости ....................... 38
Раздел 4. Основные приемы работы звукорежиссера при перезаписи
Микширование ................................................................................................... 40
Частотная коррекция и регулирование тембров ......................................................... 46
3
Стр.3
Обеспечение единства звучания компонентов звукового ряда ...................................... 50
Звуковое соединение планов и эпизодов фильма ....................................................... 53
Контрастное «вписывание» .................................................................................... 55
Творческое применение реверберации и акустических эффектов ................................... 57
Применение динамических регуляторов .................................................................. 59
Обеспечение разборчивости необходимых звуковых компонентов ................................ 65
Панорамирование звуковой информации при традиционной перезаписи ....................... 69
Раздел 5. Работа звукорежиссера при многоканальной стереофонической перезаписи
Монтаж стереофонограмм к перезаписи ................................................................... 77
Особенности звукового монтажа к перезаписи DolbyATMOS .......................................... 79
Дополнительная стереофонизация .......................................................................... 80
Формирование СНЧ .............................................................................................. 81
Предварительное сведение (premix) при стереоперезаписи .......................................... 82
Специфика использования устройств звуковой обработки ............................................ 95
Финальное микширование в формате 6.1 ................................................................. 97
Цифровое кодирование в форматах DolbyDigital 5.1/6.1 ............................................... 104
Кодирование в формате Dolby SR ............................................................................ 105
Особенности перезаписи в формате Dolby ATMOS ........................................................ 108
Панорамирование Atmos Objects с помощью джойстиков пультов DFC ............................ 111
Перезапись звуковых исходных материалов в форматах 5.1 и 7.1 .................................. 112
Раздел 6. Особенности перезаписи многоканальных форматов для телевидения
и видеопродукции
Современные звуковые форматы для ТВ и видео ....................................................... 115
Микширование в технологии Dolby ProLogic II ............................................................ 117
Раздел 7. Техническое обеспечение и практика создания звукового ряда с помощью
основных модулей пультов и устройств
Анализатор спектра .............................................................................................. 122
Входной модуль пульта перезаписи ......................................................................... 125
Параметрический эквалайзер ................................................................................ 129
Регулятор микширования уровня усиления звукового тракта — фейдер
(кассеты SL 506/508 и DFC) ..................................................................................... 133
Кассета SL 556 группового VCA-управления ................................................................ 137
Модуль раздачи/установки .................................................................................... 138
Индикаторы пультов перезаписи ............................................................................. 140
4
Стр.4
Система управления аппаратами записи и воспроизведения комплекса перезаписи .......... 144
Система поканального управления записью и воспроизведением на пульте перезаписи ..... 145
Устройство Dolby рендеринга и мастеринга (Dolby RMU) и его применение ...................... 146
Устройства панорамирования в формате Dolby ATMOS (пример DFC) ............................... 150
Приложения
1. Руководство по быстрому применению звукового процессора Lexicon 960L ................... 157
2. Кодирование SR*D. Процедура быстрого старта кодера DMU для принт-мастеринга ........ 163
3. Компьютерный контроль качества цифровой оптической фонограммы (QC-контроль) .... 176
4. Настройка устройства шумопонижения Dolby SR CAT 363 ........................................... 179
5. Информация по применению тайм-скалера Dolby Модель 585 ................................... 181
6. Многоканальные форматы для ТВ и видео ............................................................. 183
7. Мониторинг RMU через секцию мониторинга пульта DFC ........................................... 186
8. Мониторинг пульта DFC через секцию мониторинга RMU ........................................... 187
Перечень рекомендуемой литературы .................................................................... 188
Стр.5