ISBN 978–5–87149–174–4 Настоящий сборник составлен по материалам научно-практической конференции «Эстетика экранизации: кино в театре, театр в кино», которая была организована кафедрой эстетики, истории и теории культуры ВГИКа и кафедрой общей теории словесности филологического факультета МГУ и прошла во ВГИКе 10–11 апреля 2014 года. <...> Докладчики рассмотрели актуальнейший в контексте экранизации вопрос театральных кодов в кино. <...> Причем не только игрового, но и документального, и анимационного. <...> Театральная условность в изобразительном решении фильмов «Анна Каренина» Джо Райта и «Догвилль» Ларса фон Триера . <...> Чеховский код в фильмах Ангелы Шанелек «Моя медленная жизнь» и «После полудня» . <...> 96 Кривуля Н.Г. Театральная модель анимационного фильма как следствие актуализации театрального кода в переходные и кризисные периоды . <...> «Можно ли все ещё ставить «Эвридику», или театральная условность в фильме Алена Рене «Вы ещё ничего не видели» . <...> Балет и опера в кино (инкарнации Кармен) . <...> Театральные приемы моделирования пространства в анимации . <...> Пьеса «Тот, кто получает пощечины» во многом иллюстрирует 7 ЭСТЕТИКА ЭКРАНИЗАЦИИ эту теорию. <...> Однако после смерти Консуэллы 8 А.М. ВЫСОЧАНСКАЯ (МГУ ИМ. <...> Но нас интересует именно американская экранизация, в которой весьма показательно то, как редуцируется сложность андреевской драмы. <...> М.В.ЛОМОНОСОВА, МОСКВА) годаря традициям шведской киношколы (интерес к психологизму, метафоричность стиля, обилие кадров портретной съемки), с одной стороны, и голливудским киношаблонам, с другой, а также ориентации на уже сложившуюся плеяду звезд получилась экранизация, далекая от оригинала, но также претендующая на психологизм. <...> В пьесе эту деталь мы не обнаруживаем, тогда как в фильме она станет лейтмотивом героя (так во втором акте циркового действия Тота хоронят, зарывая его плюшевое сердце в песок: как в классической театральной традиции перед смертью героя обычно 13 ЭСТЕТИКА ЭКРАНИЗАЦИИ возникают <...>
Эстетика_экранизации_кино_в_театре,_театр_в_кино._Материалы_научно-практической_конференции.pdf
УДК 778.5.01.009:792
ББК 85.374
Э-872
Составитель: доктор филологических наук, профессор
кафедры эстетики, истории и теории культуры ВГИКа
В.И. Мильдон
Э-872
Кино в театре, театр в кино. Материалы научно-практической
конференции. — М.:ВГИК, 2015. — 237 с.
ISBN 978–5–87149–174–4
Настоящий сборник составлен по материалам научно-практической конференции
«Эстетика экранизации: кино в театре, театр в кино», которая была
организована кафедрой эстетики, истории и теории культуры ВГИКа и кафедрой
общей теории словесности филологического факультета МГУ и прошла
во ВГИКе 10–11 апреля 2014 года. Это шестая организованная ВГИКом конференция,
посвященная вопросам экранизации.
Докладчики рассмотрели актуальнейший в контексте экранизации вопрос
театральных кодов в кино. Причем не только игрового, но и документального,
и анимационного.
Сборник представляет интерес для всех интересующихся вопросами
эстетики, истории, теории кино и литературы.
Доклады публикуются в авторской редакции.
УДК 778.5.01.009:792
ББК 85.374
ISBN 978–5–87149–174–4
© Всероссийский государственный
университет кинематографии
имени С.А. Герасимова, 2015
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Высочанская А.М. О реализации в кино
трагедии Л. Андреева «Тот, кто получает пощечины» ........6
Елисеева Е.А. Театральная условность в изобразительном
решении фильмов «Анна Каренина» Джо Райта
и «Догвилль» Ларса фон Триера .......................20
Ельчанинофф Л.И. Балетный спектакль как мизанабим
в фильме М. Пауэлла и Э. Прессбургера «Красные башмачки»
(1948, Великобритания) ..............................40
Калинина Е.А. Чеховский код в фильмах Ангелы Шанелек
«Моя медленная жизнь» и «После полудня» ...............69
Клопотовская Е.А. Костюм в фильме Дж. Райта
«Анна Каренина» ...................................88
Кобленкова Д.В. Театр кукол в фильме А. Птушко
«Золотой ключик» (1939) и проблема политических аллюзий ...96
Кривуля Н.Г. Театральная модель анимационного фильма
как следствие актуализации театрального кода
в переходные и кризисные периоды ...................107
Литвинова И.Г. «Ревизор» Н.В. Гоголя в кино . . . . . . . . . . .119
Мильдон В.И. «Анна Каренина» Д. Райта
как эстетический курьез ............................130
Михайлова Т.В. Катарсис и HAPPY END ...............139
Москвина Е.В. «Можно ли все ещё ставить «Эвридику»,
или театральная условность в фильме Алена Рене «Вы
ещё ничего не видели» ..............................160
Прожико Г.С. Театр и документ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .176
Рейзен О.К. Балет и опера в кино (инкарнации Кармен) ... 191
Рыбина П.Ю. Взаимодействие абсурдистских кодов
в фильме «Бекет» Д. Манули .........................205
Трапезникова Е.В. Театральные приемы моделирования
пространства в анимации ...........................221
Стр.3