Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Культура образца. Формирование культурных парадигм Востока и Запада (283,00 руб.)

0   0
Первый авторПондопуло Г. К.
ИздательствоМ.: ВГИК
Страниц383
ID621677
АннотацияСодержание книги составляют материалы лекционного курса по предмету «Культурология» и научно-методические разработки автора по теме: «Формирование культурных образцов (парадигм) Востока и Запада». Работа предназначена для углубленного изучения истории и теории культуры студентами и аспирантами ВГИК.
Кем рекомендованоУчебно-методическим объединением высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области кинематографии и телевидения в качестве учебного пособия для студентов вузов, обучающихся по кинематографическим специальностям
Кому рекомендованоРекомендовано студентам высших учебных заведений.
ISBN978-5-87149-144-7
УДК008.01
ББК71.05
Пондопуло, Г.К. Культура образца. Формирование культурных парадигм Востока и Запада : учеб. пособие / Г.К. Пондопуло .— Москва : ВГИК, 2014 .— 383 с. — ISBN 978-5-87149-144-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/621677 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

8 Интуиции космогонического мифа как основа создания идеальных моделей космоса . <...> 147 Ведический образец и классическая культура Индии . <...> Структура и краткое содержание ведических текстов . <...> Интуиции космогонического мифа как основа создания идеальных моделей космоса Создание космогонического мифа, отсутствующего в ранних мифологиях, завершает процесс формирования древних мифологических систем. <...> Это свидетельствует о том, что представление о структуре мирового космоса в период окончания эпохи родового строя формировалось в процессе духовного осмысления опыта родовой жизни. <...> Избытком этой способности наделены создатели индийских Вед, совершенномудрые Риши. <...> Интуиции космологического мифа, выражавшие представление о единстве мироздания, воплощались в различных системах образов восприятия, традиционных для менталитета тех или иных этнических групп. <...> Это определялось характером ведического ритуала, где изначально приоритетная роль в духовном акте отводилась гимну-песнопению, носившему ритмический характер (гимны исполнялись в соответствии с музыкальными нотациями). <...> Теогония27 Древнейшая триада богов (божества стихий): Шу — бог южного моря, Ху — бог северного моря, Хун-Тунь — серединный бог. <...> Система триграмм — это 8 комбинаций трех различных сочетаний двух линий: Š прерывистой, символизирующей женское начало (инь), Š непрерывной, символизирующей мужское начало (ян). <...> «Чертеж» (Ди-ли), созданный Фу Си с помощью образов (сян) и узоров (вэнь) из размещенных по кругу 8 символов (ба гуа), явился не чем иным, как первой в истории Древнего Китая попыткой представить мироздание как целое в неразрывном единстве Дао неба, Дао земли и Дао человека. <...> Система триграмм по Фу Си (Ди-ли — чертеж мироздания ) 38 Тем самым была выражена вся полнота свойств мироздания (дэ)29 . <...> По существу, создание системы гексаграмм (гуа-мин) символизировало начало выхода человека за пределы чисто мифологического сознания в сферу философского <...>
«Культура_образца._Формирование_культурных_парадигм_Востока_и_Запада»_(1).pdf
ББК 71.05 УДК 37.01 П 56 Рецензенты: Н.В. Громова, доктор филологических наук, профессор ИСАА МГУ В.С. Зуйков, кандидат философских наук П 56 Пондопуло Г.К. Культура образца. Формирование культурных парадигм Востока и Запада. Учебное пособие. М.: ВГИК, 2014. 382 с. Содержание книги составляют материалы лекционного курса по предмету «Культурология» и научно-методические разработки автора по теме: «Формирование культурных образцов (парадигм) Востока и Запада». Работа предназначена для углубленного изучения истории и теории культуры студентами и аспирантами ВГИК. Рекомендовано студентам высших учебных заведений. ISBN 978-5-87149-144-7 © Пондопуло Г.К. ISBN 978-5-87149-144-7 © Всероссийский государственный университет кинематографии имени С.А. Герасимова
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ Введение ................................................................ 7 Формирование образца ............................................... 8 Интуиции космогонического мифа как основа создания идеальных моделей космоса .......................................... 8 Идеальные модели космоса и парадигмы (образцы) культуры ............ 12 Смысловое единство, разнообразие и структура культурных парадигм Востока и Запада. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16 Классические культуры древнего Востока и Запада ................... 19 Древний Китай. Культура Дао .......................................... 21 Карта Древнего Китая ............................................... 22 Эпоха неолита и бронзы (5 000–3 000 лет до н.э.) ..................... 23 Раннеземледельческие культуры и их центры .......................... 23 Эпоха трех древнейших городских цивилизаций Китая ............... 24 Культура Китая в период древних империй ........................... 30 Формировние китайской парадигмы культуры ....................... 35 Мифология и культурная традиция Древнего Китая .................... 35 Теогония .......................................................... 35 Космогония и космология ........................................... 36 Культурологический миф ........................................... 36 «Книга перемен». Комментарии к ней ................................ 40 Идея «изменчивости» как принцип создания идеальной модели космоса ........................................... 40 Древнейшие смыслообразующие элементы китайской традиции ...... 43 Вэнь и Шу ........................................................ 43 Конфуцианство. Жень и Ли ......................................... 49 Древние каноны ................................................... 49 Основные элементы учения Конфуция ............................... 52 Даосизм. Дао и Дэ .................................................. 54 Терминологический словарь ......................................... 62 Приложения: ........................................................... 86 1. Тексты ............................................................ 86 3
Стр.3
2. Литература ........................................................ 87 3. Фильмы (DVD) ................................................... 89 Классическая культура Древней Индии. Культура ОМ .................. 91 Карта Древней Индии ............................................... 92 У истоков культуры Древней Индии ................................. 93 Ведическая традиция ................................................ 94 Ведическая мифология ............................................. 100 Ведическая космогония, ее эволюция и культурное значение .............................................. 101 Эволюция ведической теогонии ..................................... 107 Триады богов ..................................................... 108 Эволюция классификации богов .................................... 109 Ведический космос ................................................. 111 Система триад .................................................... 112 Пространство, время, закон в системе ведического знания ............ 115 Ведическая культура периода упанишад ............................. 119 Проблема знания в упанишадах ..................................... 121 Проблема жизни в упанишадах ...................................... 124 Образ мира как «колеса сансары» ................................... 126 Основные смыслообразующие элементы учения упанишад .......... 127 Культурное значение философии упанишад ......................... 132 Учение о Брахмане-Атмане ......................................... 133 Санкхья-йога ....................................................... 134 Санкхья ............................................................ 136 Учение о таттвах и гунах ............................................ 137 Проявление пракрити .............................................. 139 Мир Пуруши ..................................................... 140 Мир Брахмана .................................................... 140 Мир Атмана ...................................................... 140 Йога ............................................................... 141 Практика йоги и ее эволюция ....................................... 142 Философия йоги ................................................... 145 Йога и проблема человека в этике упанишад ......................... 147 Ведический образец и классическая культура Индии ................. 150 Таблица. Структура и краткое содержание ведических текстов ....... 161 4
Стр.4
Терминологический словарь ........................................ 163 Приложения: .......................................................... 197 1. Тексты ........................................................... 197 2. Литература ....................................................... 199 3. Фильмы (DVD) .................................................. 200 Античная культура логоса ............................................. 203 Карта Древней Греции .............................................. 204 Греческая цивилизация и античная культура ......................... 205 Греческий полис и античный идеал .................................. 211 Арете. Ранние формы греческой калокагатии ........................ 216 Античный идеал периода высокой классики 223 Греческая мифология и античная культура .......................... 228 Главная типологическая особенность античной культуры. Античный космос ................................................... 238 Основные смыслообразующие элементы античной культуры ................................................. 242 Исходный принцип и доминанта античной культуры. Учение о нравственно-прекрасном .................................. 250 Пайдейя ............................................................ 263 Классическая Греция и эллинизм ................................... 289 От образца к традиции ............................................ 289 Аристотель и эллинизм ............................................ 292 Эпоха эллинизма и ее культурное значение ......................... 295 Ранний эллинизм ................................................. 295 Перипатетики и греческая наука .................................... 306 Великий просветитель Эпикур ..................................... 308 Догматика ....................................................... 309 Физика .......................................................... 311 Этика ........................................................... 314 Афины и Александрия ............................................. 315 У истоков научной «революции» ................................... 315 Александрия — центр греческого просвещения ........................ 320 Греческое просвещение и эллинизация Рима ......................... 325 «Греческое возрождение» и римский гуманизм ...................... 330 «Культура humanitas» .............................................. 330 5
Стр.5
Ars lieberales ...................................................... 334 Греческое наследие и римская литература ........................... 341 «Ars lieberales» в системе христианской теологии .................... 352 Конец греческой философии и римского гуманизма. Патристика ..... 354 Первый ренессанс. «Тривиум и квадриум» ........................... 361 Античное наследие на перепутьях европейской культуры ............ 365 Таблицы: Таблица античности ................................................ 372 Древнегреческая мифология ........................................ 374 Олимпийцы – третье поколение богов ............................... 376 Приложения: .......................................................... 379 1. Тексты ........................................................... 379 2. Литература ....................................................... 380 3. Фильмы-DVD .................................................... 381
Стр.6

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.