Юлия Михеева НОЧЬ НИКОДИМА ЧЕЛОВЕК ПОСТХРИСТИАНСКОЙ ЭПОХИ В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОМ И ОТЕЧЕСТВЕННОМ КИНЕМАТОГРАФЕ Москва ВГИК 2014 Всероссийский государственный университет кинематографии им. <...> С.А. Герасимова (ВГИК) Научно-исследовательский институт киноискусства Юлия Михеева НОЧЬ НИКОДИМА ЧЕЛОВЕК ПОСТХРИСТИАНСКОЙ ЭПОХИ В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОМ И ОТЕЧЕСТВЕННОМ КИНЕМАТОГРАФЕ МОСКВА ВГИК 2014 УДК 778.5.01 ББК 85.37 М 69 Рекомендовано к печати Ученым советом Научно-исследовательского института киноискусства Всероссийского государственного университета кинематографии имени С.А. Герасимова Рецензенты: доктор искусствоведения Ю.П. Тюрин старший научный сотрудник НИИ киноискусства ВГИК А.Н. <...> ISBN 978-5-87149-159-1 В книге анализируются процессы христианизированного сознания человека, отраженные в кинофильмах второй половины ХХ – начала ХХI вв. <...> Парадоксы христианизированного сознания в российском кинематографе . <...> Опыт критики христианства») открыла эпоху «беспощадных вопросов» человечества, адресуемых самому себе в отчаянном бесстрашии принятия самых безнадежных ответов на них. <...> Утилов в своей книге «Сумерки цивилизации: ХХ век в образах западного киноэкрана» пишет, что послевоенный кинематограф Запада «зафиксировал коренной сдвиг в развитии цивилизации ХХ века — отказ от лежащего в основе христианского миросозерцания различения добра и зла как «принципа конституирования человеческого бытия». <...> Неизбежно приходит пора рационального осмысления и перевода в иные художественные формы мысли о современном состоянии человека и мира. <...> Проблема само(психо)анализа и диалогизма как метода «новой сборки» человека может быть отнесена уже ко времени постпостхристианства, которое продолжается в настоящее время. <...> Признаем, «ибо очевидно»: христианская идея продолжает бытийствовать не только в историческом и культурном контекстах. <...> Сумерки цивилизации: ХХ век в образах западного киноэкрана. <...> По силе художественного высказывания <...>
«Ночь_Никодима»,_монография_(1).pdf
УДК 778.5.01
ББК 85.37
М 69
Рекомендовано к печати Ученым советом Научно-исследовательского
института киноискусства Всероссийского государственного университета
кинематографии имени С.А. Герасимова
Рецензенты:
доктор искусствоведения Ю.П. Тюрин
старший научный сотрудник НИИ киноискусства ВГИК А.Н. Дорошевич
М
69
Михеева Ю.В.
Ночь Никодима: человек постхристианской эпохи в западноевропейском
и отечественном кинематографе. Монография. М.:
ВГИК, 2014. 204 с., ил.
ISBN 978-5-87149-159-1
В книге анализируются процессы христианизированного сознания человека,
отраженные в кинофильмах второй половины ХХ – начала ХХI вв. С 1950 – 1960-х
гг. кинематограф стал говорить о проблеме человека на равных с экзистенциальной
философией и литературой благодаря появлению на экранах поразительных
по силе воздействия картин трагедии прошлого века, прежде всего катастрофы
Второй мировой войны. Киноискусство как пространство художественного отражения
и эстетического переживания предельных состояний человека дало возможность
выдающимся режиссерам выйти на экзистенциальный уровень в осмыслении
положения человека постхристианской эпохи.
Книга адресована студентам гуманитарных факультетов высших учебных заведений,
а также широкому кругу читателей, интересующихся проблемами киноискусства.
ISBN
978-5-87149-159-1
© Ю. Михеева, 2014
© Всероссийский государственный
университет кинематографии
имени С.А. Герасимова
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение .......................................................................................................... 125
I. ОБНАЖЕНИЕ РЕАЛЬНОСТИ
1. Смерть как обнаружение бытия ...........................................................815
2. Пределы человека. Выбор
существования и сущность выбора .........................................................821
3. Парадоксы христианизированного сознания
в российском кинематографе ...................................................................829
4. «Опрокидывающий образ» в западноевропейском кино:
принуждение к реальности ...................................................................... 43
II. РАЗЪЯТЫЙ ЧЕЛОВЕК
1. Психологемы христианства
и экзистенциальные модусы .................................................................... 76
2. Историческое дистанцирование
как попытка самоидентификации ............................................................ 87
3. Проблема подлинного Я:
вочеловечение притчи ..............................................................................106
III. ВЫХОД ЗА ПРЕДЕЛЫ Я
1. От Другого — к Ты. Актуальность диалогизма .................................120
2. Тупик монологического Я в кинематографе.......................................123
3. Проблема Человека и вопрос о Трансценденции ...............................132
4. Другой путь Других ..............................................................................149
IV. ПРОБЛЕМА «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ПОЧВЫ»
1. Новая Россия: «возвращение имен» ....................................................160
2. Поиск веры или недоверие к реальности? .........................................172
3. Время взросления .................................................................................179
Послесловие .................................................................................................... 195
Литература ....................................................................................................... 199
Фильмография ................................................................................................ 203
Стр.3