Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635043)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

[Доклады Съезду учителей и учительниц Московского уезда в августе 1901 года (190,00 руб.)

0   0
Издательство[Б.и.]
Страниц190
ID62069
[Доклады Съезду учителей и учительниц Московского уезда в августе 1901 года .— : [Б.и.], 1901 .— 190 с. — URL: https://rucont.ru/efd/62069 (дата обращения: 03.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Кром тогопри дальн йшихъ работахъ съ зда, несомн нно, возникнетъ ц лый рядъ вопросовъ, которые потребуютъспеціальной подготовительнойразработки въмен е кноголюдномъ собраніи, ч мъ настоящее, каковы программы дополнителышхъ св д ній,. о грамматик и т. п.,—вс такіе вопросы можно было бы передавать для предварительной разработки въ эту комиссію. <...> Когда преподаватель считаетъ возможнымъ приступить къ упражненію д тей въ чтеніи по букварю? <...> 13) Сколько учениковъ осталось на повторительный курсъ по чтеиію? <...> ' 3) Находитъ ли преподаватель возможнымъ съ первой же стунени обученія цер.-слав. чтенію достигать разум нія д тьми читаемаго и не ечитаетъ ли онъ достаточнымъ на первыхъ порахъ ограничиться упражненіями въ механическомъ чтеніи текста безъ объясненія содержанія? <...> 2) Упражняются ли ученики въ чистописаніи отд льно отъ другихъ письменныхъ упражненій и въ чемъ состоятъ занятія чистопнсаніемъ въ этой групп ? <...> 1) Какія правила правописанія были сообщены д тямъ въ 1-й годъ обученія? <...> 3) Были ли учащіеся, оставленные на повторительный курсъ въ младшемъ отд леніи по письму? <...> Считаетъ ли преподающій полезнымъ давать задачники въ руки учениковъ и въ какомъ отношеніи? <...> 9) Существуютъ ли вн классныя упражненія по ари метик ? <...> 10) Сколько учениковъ осталось на повторительный курсъ по ари метик ? <...> ? Упражнялись ли ученики въ самостоятельномъ чтеніи изъ классной ЕНИГИ? <...> Назвать н сколь•ко статей, служившихъ для самостоятельнаго чтенія? <...> 2) Существуютъ ли вн классныя упражненія по чтенію? <...> ' 4) Сколько учениковъ осталось на повторительный курсъ по чтенію? <...> 1) Упражнялись <...>
[Доклады_Съезду_учителей_и_учительниц_Московского_уезда_в_августе_1901_года.pdf
u 11 ф
Стр.1
2007097267
Стр.2
і^ si7 Приложенія къ докладу Л? 43. —190 ^UW^yUi CtJf< J • Госуд рствеккая огд?на Лч-і '.на DilU.>;,l;i \...у. \І\І . і ИМ, В. И. ЛТ. І І ІЛ J№ 1. 690^^6 По поводу перваго пункта программы съ зда учителей и учительшщъ Московскаго У зда, въ август м сяц 1901 года. Донладъ Я. Е. Жукова. Въ посл днШ разъ учительскій съ здъ въ Московскомъ у зд былъ въ 1884 году, т. е. ровно 17 л тъ тому назадъ. Съ 1884 года до настоящаго времени, какъ изв стно, съ зды разр шаемы не были. Идея съ здовъ какъ бы затерялась, и самые съ зды нер дко см шиваютъ съ другимъ видомъ учительскихъ собраній—учительскими курсами. Между т^ръ, между ними значительная разница, которую, по ыоему мн нію, шЦбходимо выяснить теперь же. Учительскій ог&щр,, въ отличіе отъ педагогическихъ курсовъ, есть совм стное и равноправнбё обсужденіе вс хъ условій школьной жизни. Въ то время какъ педагогическіе курсы представляютъ собою учительское собраніе, организованное въ форм временнаго учебнаго заведенія для обученія и усовершенствованія учителей въ теоріи и практик учительскаго д ла,—учительскій съ здъ представляетъ собою такое собраніе, члены котораго, учителя и учительниды, самостоятельно обсуждаютъ различные вопросы школьнаго д ла, выясняютъ нужды и потребности этого д ла, постановляютаі, въ форм резюме предс дателя съ зда, по этимъ вопросамъ свои заключенія или р шенія. Курсы—это школа, въ которой преяодаватели снова садятся за скамью и слушаютъ учителя, руководящаго ими; на съ зд же участники его, посредствомъ свободнаго обм на мыслей о своемъ д л , о нуждахъ школы, о нуждахъ вв ренныхъ ихъ попечешю д тей, о вопросахъ, предъявляемыхъ населеніемъ къ школ и проч., приходятъ къ изв стному заключенію, которое неизб жно будитъ сознаніе ихъ, наводитъ на соображенія, часто весьма ваишыя въ жизни преподавателя и возбуждаетъ ихъ энергію и д ятельность. Отсюда видно, что роль участника на
Стр.3
съ зд бол е активна., ч мъ на педагогическихъ курсахъ, программа съ зда шире и разнообразн е. Чисто учебная, т. е. методическая часть не можетъ и не должна преобладать на съ зд . Бблыпую долю вниманія съ зда должна занять хозяйственная сторона школы, м стныя условія, въ которыхъ она находится, и н которыя вепомогательныя средства, которыя ыогли бы улучшить и упрочить ея существованіе и вліяніе въ ы стяомъ населеніи. Такимъ образомъ, значеніе учительскихъ съ здовъ можетъ быть гораздо бол е плодотворнымъ, нежели значеніе педагогичеокихъ курсовъ. Въ устройств періодическпхъ учительскихъ съ здовъ М. У. Земство видитъ, съ одной стороны—одно изъ могущественн ишихъ средствъ къ самообразованію и умственно-нравственному совершенствованію преподавательсваго персонала, съ другой—над ется, что съ зды помогутъ раскрыть истинное положеніе и нужды земской школы, помогутъ выяснить и в рн йшій путь къ удовлетворенію этихъ нулсдъ и потребностей (Докладъ Управы 1900 г. X 34). Участники съ зда, учителя и учительницы, сознавая всю важность и серьезность возлагаемой на съ здъ задачи, безъ сомн нія, отнесутся къ работамъ съ зда съ полнымъ вниманіемъ и серьезностію, приложатъ все свое стараніе къ тому, чт.обы съ здъ им лъ наиболышй практическій результатъ. Съ своеи стороны, участники съ зда вполн ув рены въ томъ, что къ нимъ отнесутся съ полнымъ дов ріемъ, что заявленія ихъ будутъ встр чены съ полною терпимостію и вниманіемъ, что имъ будетъ дана полн йшая возможность высказаться совершеано свободно, безъ боязни за свое существованіе, по вс мъ вопросамъ, подлежащимъ обсужденію съ зда. Съ другой стороны, они над ются, что работы съ зда и заключенія его будутъ приняты въ соображеніе учрежденіями, въ в д ніи которыхъ находятся школы. Сознаніе, что, быть-ыожетъ, ихъ взгляды и пожеланія не останутся не удовлетворенными, и что во всякомъ случа солидарность воззр ній по тому или иному вопросу проявитъ себя въ общемъ направленіи д ла, поскольку постановка его зависитъ отъ самихъ преподавателей,—возбудитъ энергію въ участникахъ, воодушевитъ ихъ и повыситъ ихъ преподавательскую д ятельность. Безъ вс хъ этихъ условіи съ здъ выйдетъ безжизненнымъ и формальнымъ, лишеннымъ какихъ-либо положительныхъ результатовъ и трудно будетъ ожидать отъ него той жизненности, которая является важнымъ залогомъ его усп ха и продуктивности. Наконецъ, сть и еще условіе, безъ котораго съ зды не только не принесутъ ожидаемыхъ результатовъ, но могутъ пройти совершенно
Стр.4
- 3 - •безсл дно. Условіе это—предварительная подготовка къ съ зду. П рвый иунктъ программы—„сд латьобзоръ пройденнаго за истекшійучеб. годъ и выяонить условія, въ которыхъ находится то или другое училище"—является въ данномъ случа прекраснымъ побудительнымъ стимуломъ къ подготовк . Д лая обзоръ пройденнаго, преподаватель мы•сленно обозр ваетъ весь пройденныи имъ съ учениками путь, критичееки отнесется ко всему, что имъ сд лано въ учебномъ отношеніи, зам тнтъ и оаравдаетъ вс отступленія отъ правительственнои программы, критически отнесется къ учебному матеріалу, который пмъ былъ предлолсенъ учащимся и проч. Въ конц -концовъ, у него неминуемо вознпкнетъ ц лый рядъ животрепещущихъ вопросовъ, надъ которыми онъ подумаетъ, по поводу ихъ почитаетъ, соберетъ необходимый матеріалъ, и явится на съ здъ побес довать и обм няться мыслями съ товарищами по поводу набол вшихъ и интересующихъ его вопросовъ вполн подготовленнымъ. Прочитанный учителемъ В. А. Голубевымъ обзоръ по вв ренному ему училищу является прекраснымъ подтвержденіемъ тому что мною сказано о значеніи обзоровъ пройденнаго. Отчетъ г. Голубева затрагиваетъ ц лый рядъ самыхъ серьезныхъ и жизненныхъ вопросовъ школы, которые послужатъ матеріаломъ для дальн йшаго обсужденія «ъ зда. Кром того, правдивые и подробные отчеты объ училищахъ им ють весьма серьезное значеніе и съ другой стороны: они помогутъ выяснить истинное положеніе школы, выяснить т подчасъ тяжелыя условія, при которыхъ школ и ея учителю приходится выполнять свою лросв тительную мпссію. На бывшихъ учительскихъ оъ здахъ обзоры составлялись по особой, детальной, выработанной самими участниками съ зда, программ . Программа эта представяяла рядъ вопросовъ, охватывающихъ собою всю какъ внутреннюю, такъ и вв шнюю жизньшколы. He ст сняя ничуть индивидуальности преподавателей, давая имъ полн йшую возможность касаться всего, что ихъ больше интересуетъ, она въ то же время облегчала ихъ трудъ по составленію обзоровъ, самые обзоры являлись составленными по изв стному, вполн опред ленному плану. Это,въсвою очередь, давадо возможность группировать, приводить въ систему д лать выводы, словомъ разработывать матеріалъ обзоровъ. Разработка матеріала была проручаема особой, избранной съ здомъ, коммиссіи. Въ результат разработки явился п лый рядъ весьма обстоятельныхъ докладовъ, которые не потеряли значенія и читаются съ большимъ внтересомъ и въ настоящее время.—Я полагаю, что настоящему съ зду сл - довало бы приб гнуть къ этому испытанному и оказавшемуся вполн д лесообразнымъ средству, т. е. выработать рядъ вопросовъ для руко
Стр.5