; Л., 1964
Говорят, что автору нужны таланты и знания: острый, проницательный разум, живое
воображение и проч. <...> Ему надобно иметь и доброе, нежное сердце,
если он хочет быть другом и любимцем души нашей; если хочет, чтобы дарования его сияли светом
немерцающим; если хочет писать для вечности и собирать благословения народов. <...> Тщетно думает лицемер обмануть читателей и под
златою одеждою пышных слов сокрыть железное сердце; тщетно говорит нам о милосердии,
сострадании, добродетели! <...> Все восклицания его холодны, без души, без жизии; и никогда питательное,
эфирное пламя не польется из его творений в нежную душу читателя. <...> Если бы небо наделило какого-нибудь изверга великими дарованиями славного Аруэта
{Защитник и покровитель невинных, благодетель Каласовой фамилии, благодетель всех фернейских
жителей имел, конечно, не злое сердце.}, то, вместо прекрасной "Заиры", написал бы он карикатуру
"Заиры". <...> Чистейший целебный нектар в нечистом сосуде делается противным, ядовитым питием. <...> Когда ты хочешь писать портрет свой, то посмотрись прежде в верное зеркало: может ли быть
лицо твое предметом искусства, которое должно заниматься одним изящным, изображать красоту,
гармонию и распространять в области чувствительного приятные впечатления? <...> Если творческая натура
произвела тебя в час небрежения или в минуту раздора своего с красотою: то будь благоразумен, не
безобразь художниковой кисти, -- оставь свое намерение. <...> Ты берешься за перо и хочешь быть автором:
спроси же у самого себя, наедине, без свидетелей, искренно: каков я? ибо ты хочешь писать портрет
души и сердца своего. <...> Ужели думаете вы, что Геснер мог бы столь прелестно изображать невинность и добродушие
пастухов и пастушек, если бы сии любезные черты были чужды собственному его сердцу? <...> Ты хочешь быть автором: читай историю несчастий рода человеческого -- и если сердце твое не
обольется кровию, оставь перо, -- или оно изобразит нам хладную мрачность души твоей. <...> Но если всему <...>
Что_нужно_автору.pdf
Н.М.Карамзин
Что нужно автору?
Оригинал здесь - http://www.rvb.ru
Воспроизводится по изданию: Н.М. Карамзин. Избранные сочинения в двух томах.М.; Л., 1964
Говорят, что автору нужны таланты и знания: острый, проницательный разум, живое
воображение и проч. Справедливо: но сего не довольно. Ему надобно иметь и доброе, нежное сердце,
если он хочет быть другом и любимцем души нашей; если хочет, чтобы дарования его сияли светом
немерцающим; если хочет писать для вечности и собирать благословения народов. Творец всегда
изображается в творении и часто -- против воли своей. Тщетно думает лицемер обмануть читателей и под
златою одеждою пышных слов сокрыть железное сердце; тщетно говорит нам о милосердии,
сострадании, добродетели! Все восклицания его холодны, без души, без жизии; и никогда питательное,
эфирное пламя не польется из его творений в нежную душу читателя.
Если бы небо наделило какого-нибудь изверга великими дарованиями славного Аруэта
{Защитник и покровитель невинных, благодетель Каласовой фамилии, благодетель всех фернейских
жителей имел, конечно, не злое сердце.}, то, вместо прекрасной "Заиры", написал бы он карикатуру
"Заиры". Чистейший целебный нектар в нечистом сосуде делается противным, ядовитым питием.
Когда ты хочешь писать портрет свой, то посмотрись прежде в верное зеркало: может ли быть
лицо твое предметом искусства, которое должно заниматься одним изящным, изображать красоту,
гармонию и распространять в области чувствительного приятные впечатления? Если творческая натура
произвела тебя в час небрежения или в минуту раздора своего с красотою: то будь благоразумен, не
безобразь художниковой кисти, -- оставь свое намерение. Ты берешься за перо и хочешь быть автором:
спроси же у самого себя, наедине, без свидетелей, искренно: каков я? ибо ты хочешь писать портрет
души и сердца своего.
Ужели думаете вы, что Геснер мог бы столь прелестно изображать невинность и добродушие
пастухов и пастушек, если бы сии любезные черты были чужды собственному его сердцу?
Ты хочешь быть автором: читай историю несчастий рода человеческого -- и если сердце твое не
обольется кровию, оставь перо, -- или оно изобразит нам хладную мрачность души твоей.
Но если всему горестному, всему угнетенному, всему слезящему открыт путь во чувствительную
грудь твою; если душа твоя может возвыситься до страсти к добру, может питать в себе святое,
никакими сферами не ограниченное желание всеобщего блага: тогда смело призывай богинь парнасских
-- они пройдут мимо великолепных чертогов и посетят твою смиренную хижину -- ты не будешь
бесполезным писателем -- и никто из добрых не взглянет сухими глазами на твою могилу.
Слог, фигуры, метафоры, образы, выражения -- все сие трогает и пленяет тогда, когда
одушевляется чувством; если не оно разгорячает воображение писателя, то никогда слеза моя, никогда
улыбка моя не будет его наградою.
Отчего Жан-Жак Руссо нравится нам со всеми своими слабостями и заблуждениями? Отчего
любим мы читать его и тогда, когда он мечтает или запутывается в противоречиях? -- Оттого, что в
самых его заблуждениях сверкают искры страстного человеколюбия; оттого, что самые слабости его
показывают некоторое милое добродушие.
Напротив того, многие другие авторы, несмотря на свою ученость и знания, возмущают дух мой
и тогда, когда говорят истину: ибо сия истина мертва в устах их; ибо сия истина изливается не из
добродетельного сердца; ибо дыхание любви не согревает ее.
Одним словом: я уверен, что дурной человек не может быть хорошим автором.
Примечания
Статья написана весной 1793 года, впервые опубликована в альманахе "Аглая", 1794, ч. I.
Стр.1