Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Хореографическое искусство и образование в Сибири: проблемы изучения, сохранения и развития: сборник научно-методических статей. Вып. 1 (290,00 руб.)

0   0
АвторыФешкова Г. С. , Палилей А. В., Бочкарева Н. И., Кемеровский государственный институт культуры
ИздательствоИздательство КемГИК
Страниц208
ID614374
АннотацияВ сборнике научно-методических статей рассматриваются проблемы изучения, сохранения и развития хореографического искусства и образования в аспекте социально-исторических, культурологических и педагогических исследований. Особое внимание уделено теоретическим исследованиям развития хореографического искусства и образования в Сибирском федеральном округе. Значительная часть работ посвящена внедрению современных педагогических технологий в процесс подготовки балетмейстеров, артистов-танцовщиков, педагогов-репетиторов, художественных руководителей любительских хореографических коллективов.
Кому рекомендованоСборник рекомендуется ученым-гуманитариям, студентам, магистрантам, аспирантам, ассистентам-стажерам, докторантам, преподавателям профильных учебных заведений, работникам сферы культуры и искусства.
ISBN978-5-8154-0366-6
УДК793.35
ББК85.32
Хореографическое искусство и образование в Сибири: проблемы изучения, сохранения и развития: сборник научно-методических статей. Вып. 1 / ред.: Г. С. Фешкова [и др.]; Кемеровский государственный институт культуры .— Кемерово : Издательство КемГИК, 2016 .— 208 с. — Библиограф. в конце ст. — ISBN 978-5-8154-0367-3 .— ISBN 978-5-8154-0366-6 .— URL: https://rucont.ru/efd/614374 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство культуры Российской Федерации ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры» Институт хореографии ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО И ОБРАЗОВАНИЕ В СИБИРИ: ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ, СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ Сборник научно-методических статей Выпуск 1 Кемерово 2016 1 УДК 793.3(571.1/5) ББК 85.32(253) Х79 Редакционная коллегия: Г. С. Фешкова, кандидат философских наук, доцент кафедры балетмейстерского творчества, директор института хореографии, Кемеровский государственный институт культуры, член ПАНИ, член СID UNESCO; А. В. Палилей, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой народного танца, институт хореографии, Кемеровский государственный институт культуры; Н. И. Бочкарёва, доцент кафедры народного танца, институт хореографии, Кемеровский государственный институт культуры Рецензенты: В. М. Гордеев, народный артист СССР, профессор, заведующий кафедрой хореографии (РАТИ-ГИТИС), художественный руководитель Московского государственного театра балета «Русский балет» (г. Москва); М. Н. Юрьева, почетный работник высшего образования РФ, доктор педагогических наук, профессор кафедры сценических искусств факультета культуры и искусств, ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», руководитель ООП «Хореографическое искусство» (г. Тамбов) Х79 Хореографическое искусство и образование в Сибири: проблемы изучения, сохранения и развития [Текст]: сб. науч. ст. <...> Значительная часть работ посвящена внедрению современных педагогических технологий в процесс подготовки балетмейстеров, артистов-танцовщиков, педагогов-репетиторов, художественных руководителей любительских хореографических коллективов. <...> УДК 793.35(571.1/5) ББК 85.32(253) ISBN 978-5-8154-0366-6 ISBN 978-5-8154-0367-3 2 © Авторы статей, 2016 © Кемеровский государственный институт культуры, 2016 ПРЕДИСЛОВИЕ Предлагаемый вниманию читателей сборник научно-методических статей «Хореографическое искусство и образование в Сибири: проблемы изучения <...>
Хореографическое_искусство_и_образование_в_Сибири_проблемы_изучения,_сохранения_и_развития_сборник_научно-методических_статей._Вып._1_.pdf
Министерство культуры Российской Федерации ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры» Институт хореографии ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО И ОБРАЗОВАНИЕ В СИБИРИ: ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ, СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ Сборник научно-методических статей Выпуск 1 Кемерово 2016 1
Стр.1
УДК 793.3(571.1/5) ББК 85.32(253) Х79 Редакционная коллегия: Г. С. Фешкова, кандидат философских наук, доцент кафедры балетмейстерского творчества, директор института хореографии, Кемеровский государственный институт культуры, член ПАНИ, член СID UNESCO; А. В. Палилей, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой народного танца, институт хореографии, Кемеровский государственный институт культуры; Н. И. Бочкарёва, доцент кафедры народного танца, институт хореографии, Кемеровский государственный институт культуры Рецензенты: В. М. Гордеев, народный артист СССР, профессор, заведующий кафедрой хореографии (РАТИ-ГИТИС), художественный руководитель Московского государственного театра балета «Русский балет» (г. Москва); М. Н. Юрьева, почетный работник высшего образования РФ, доктор педагогических наук, профессор кафедры сценических искусств факультета культуры и искусств, ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», руководитель ООП «Хореографическое искусство» (г. Тамбов) Х79 Хореографическое искусство и образование в Сибири: проблемы изучения, сохранения и развития [Текст]: сб. науч. ст. / Кемеров. гос. ин-т культуры; ред. кол.: Г. С. Фешкова, А. В. Палилей, Н. И. Бочкарёва. – Кемерово: КемГИК, 2016. – Вып. 1. – 208 с. ISBN 978-5-8154-0366-6 ISBN 978-5-8154-0367-3 В сборнике научно-методических статей рассматриваются проблемы изучения, сохранения и развития хореографического искусства и образования в аспекте социально-исторических, культурологических и педагогических исследований. Особое внимание уделено теоретическим исследованиям развития хореографического искусства и образования в Сибирском федеральном округе. Значительная часть работ посвящена внедрению современных педагогических технологий в процесс подготовки балетмейстеров, артистов-танцовщиков, педагогов-репетиторов, художественных руководителей любительских хореографических коллективов. Сборник рекомендуется ученым-гуманитариям, студентам, магистрантам, аспирантам, ассистентам-стажерам, докторантам, преподавателям профильных учебных заведений, работникам сферы культуры и искусства. УДК 793.35(571.1/5) ББК 85.32(253) ISBN 978-5-8154-0366-6 ISBN 978-5-8154-0367-3 2 © Авторы статей, 2016 © Кемеровский государственный институт культуры, 2016
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ Предлагаемый вниманию читателей сборник научно-методических статей «Хореографическое искусство и образование в Сибири: проблемы изучения, сохранения и развития» позволяет познакомиться с историкокультурными традициями и современными тенденциями развития отечественного и зарубежного хореографического искусства, а также получившей признание во всем мире системой российского хореографического образования. Объективные исторические условия, социально-политические и экономические проблемы России начала XXI века отрицательно сказались на системе художественного образования в стране, на уровне духовнонравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Современная политика Российского государства характеризуется повышенным вниманием к культуре, искусству и образованию, которым отводится ведущая роль в формировании человеческого капитала, приобщении граждан к нравственным ценностям общества и творческой реализации их духовного потенциала, в том числе молодого поколения. Важным фактором в реализации государственной культурно-образовательной политики является искусство. В статьях настоящего сборника отражены основные результаты творческих поисков авторов в сфере балетмейстерского и исполнительского искусства, представлены современные образовательные, художественные и учебно-воспитательные технологии, используемые в подготовке специалистов хореографического искусства и народной художественной культуры. Особое место занимают работы, посвященные истории развития традиционной национальной хореографической культуры народов Кузбасса, творческому взаимодействию этнокультурных групп населения Сибирского региона, проблемам применения новых форм и способов сохранения национального хореографического наследия в условиях интеграции культур народов Сибири и России в целом. Уделяется внимание проблеме утраты многими профессиональными и любительскими хореографическими коллективами народных истоков хореографического искусства и поиску новых форм возрождения и сохранения традиционной танцевальной культуры, например, созданию жанра этнобалета в Республике Тува. 3
Стр.3
В сборнике отражены проблемы дальнейшего развития в современных условиях системы художественного образования и подготовки кадров, нацеленной на непрерывность и преемственность образовательного процесса. В центре внимания исследователей вопросы работы с талантливой молодежью, проблемы разработки научно обоснованных методик выявления и развития одаренных детей в области хореографического творчества. В представленных материалах дается обоснование роли любительских хореографических коллективов в выполнении важнейших задач государства по духовно-нравственному, эстетическому воспитанию подрастающего поколения страны. В сборнике представили свои публикации творческие работники, ученые и аспиранты, преподаватели и студенты вузов культуры и искусств, средних специальных учебных заведений, детских школ искусств из городов Сибирского федерального округа – г. Кемерово, г. Новосибирска, г. Томска, г. Иркутска, г. Горно-Алтайска (Республика Горный Алтай), г. Кызыла (Республика Тува), а также из г. Тамбова. Авторов сборника объединяет искренняя заинтересованность в дальнейшем совершенствовании и развитии хореографического образования и искусства. Надеемся, что данный сборник научно-методических работ внесет свой вклад в сохранение и развитие прославленных традиций российского профессионального хореографического искусства и образования, народной художественной культуры и, в частности, любительского хореографического творчества. 4
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ………………………………………………………… 3 Раздел 1. ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА И ОБРАЗОВАНИЯ Бочкарёва Н. И. Традиции народного танцевального творчества регионов России……………………………………………………….…...… 5 Палилей А. В. Сохранение и развитие традиционной национальной культуры народов Кузбасса (посвящается 10-летию Областной школы традиционной культуры Кузбасса)…………………................................ 14 Бондаренко С. Г. К вопросу о развитии любительского хореографического искусства Кузбасса 1970–1980-х годов …………………………........ 24 Ондар И. О. Специфика национального балета Тувы……………………...41 Палилей А. В. Традиции русского народного танца как основа современного репертуара любительских хореографических коллективов……...….. 59 Бондаренко А. А. Интеграция русского танца в систему духовнонравственного воспитания детей и молодежи…………………..………..… 72 Моисеенко Р. Н. Творческие конкурсы и фестивали как способ установления этнических контактов, взаимодействия и сближения культур этносов………………………………………………………..….……….. 85 Раздел 2. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ТОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Юрьева М. Н. Интегративно-модульная технология обучения студента-хореографа в вузах культуры и искусств……………………………. 95 Соковикова Н. В. Актуальность и проблемы подготовки педагогов хореографических дисциплин для системы дополнительного образования.. 106 Моисеева Т. Д., Ибряева Н. Н. Сохранение и развитие традиций хореографического образования в МАОУ ДОД «ДШИ № 19» г. Кемерово…… 117 Фешкова Г. С. Режиссерско-балетмейстерский анализ произведения изобразительного искусства как первый этап создания замысла хореографического произведения по картине художника…………………... 125 206
Стр.206
Мелентьева Л. Д. Специфические особенности проведения урока классического танца в любительском хореографическом коллективе……….... 140 Тогочиева С. Б. Формирование творческой направленности студентов на основе национального народного танца………….…… ……………...… 145 Ахмедзянова Ю. И. Способы формирования профессионализма у студентов в учебной и исполнительской деятельности (профиль подготовки «Артист-танцовщик ансамбля народного танца, педагог-репетитор»)……………………………………………………………………………. 152 Буратынская С. В., Богачёва Е. В. Внутреннее движение как основа визуальной пластики тела исполнителя……………………………….……. 160 Бочкарёва Н. И. Театрализация уроков хореографии в учреждениях дополнительного образования………………………………………………..… 165 Ушаков В. С. Выявление творческого потенциала детей средствами хореографического творчества ………………….…………………………...… 174 Буратынская С. В., Ницына М. А. Влияние стиля педагогического общения руководителя на формирование психологического климата в хореографическом коллективе…………………………………………………. 184 Буратынская С. В., Боброва М. А. К вопросу о развитии координации и хореографической памяти у детей младшего школьного возраста в условиях детского хореографического коллектива…………………………… 192 Рожков В. Н. Фонд оценочных средств для промежуточной и итоговой аттестации по дисциплине «Искусство балетмейстера» выпускника по направлению подготовки 52.03.01 «Хореографическое искусство» (уровень бакалавриата)……………………………………..…………………….. 197 Сведения об авторах……………………………………………..…………. 204 207
Стр.207