Министерство культуры Российской Федерации Кемеровский государственный институт культуры Институт музыки Кафедра народных инструментов СПЕЦИАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (БАЯН): СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ МЕХОВЕДЕНИЯ И ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЯ НА БАЯНЕ Методические указания для самостоятельной работы студентов Направление подготовки 53.03.02 (073100.62) «Музыкально-инструментальное искусство», профиль «Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты» Квалификация (степень) выпускника «Артист ансамбля. <...> Специальный инструмент (баян): современные технологии меховедения и звукоизвлечения на баяне [Текст]: метод. указания для самостоятельной работы студентов, обучающихся по направлению подготовки 53.03.02 (073100.62) «Музыкально-инструментальное искусство», профиль «Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты», квалификация (степень) выпускника «Артист ансамбля. <...> Составитель: доцент кафедры народных инструментов А. М. Князев 2 ВВЕДЕНИЕ Курс «Специальный инструмент» является составной частью профессиональной подготовки студентов в Кемеровском государственном институте культуры по направлению подготовки 53.03.02 (073100.62) «Музыкально-инструментальное искусство», профиль «Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты», квалификация выпускника «Артист ансамбля. <...> Данные методические указания посвящены вопросам меховедения и звукоизвлечения на баяне, а также описывают нетрадиционный подход на взаимодействие туше и меховедения. <...> В результате изучения дисциплины студент должен: знать: - основные композиторские стили, основные существующие нотные издания композиторов различных эпох, стилей (ОК-3); - сольный репертуар, включающий произведения разных эпох, жанров и стилей (ОК-4); уметь: - самостоятельно анализировать художественные и технические особенности музыкальных произведений, осознавать и раскрывать их художественное содержание, создавать собственную интерпретацию музыкального произведения (ОК-10); - планировать <...>
Специальный_инструмент_(баян)_современные_технологии_меховедения_и_звукоизвлечения_на_баян_методические_указания.pdf
Министерство культуры Российской Федерации
Кемеровский государственный институт культуры
Институт музыки
Кафедра народных инструментов
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (БАЯН):
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ МЕХОВЕДЕНИЯ
И ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЯ НА БАЯНЕ
Методические указания
для самостоятельной работы студентов
Направление подготовки
53.03.02 (073100.62) «Музыкально-инструментальное искусство»,
профиль «Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты»
Квалификация (степень) выпускника
«Артист ансамбля. Артист оркестра. Концертмейстер.
Руководитель творческого коллектива. Преподаватель»
Кемерово 2016
Стр.1
Утверждены на заседании кафедры народных инструментов
15.02.2016 г., протокол № 7.
Рекомендованы к изданию УМС института музыки 25.02.2016 г.,
протокол № 3.
Специальный инструмент (баян): современные технологии меховедения
и звукоизвлечения на баяне [Текст]: метод. указания для самостоятельной
работы студентов, обучающихся по направлению подготовки
53.03.02 (073100.62) «Музыкально-инструментальное искусство», профиль
«Баян, аккордеон и струнные щипковые инструменты», квалификация
(степень) выпускника «Артист ансамбля. Артист оркестра. Концертмейстер.
Руководитель творческого коллектива. Преподаватель» /
сост. А. М. Князев. – Кемерово: Кемеров. гос. ин-т культуры, 2016. –
31 с.
Составитель:
доцент кафедры народных инструментов
А. М. Князев
2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ
Курс «Специальный инструмент» является составной частью профессиональной
подготовки студентов в Кемеровском государственном
институте культуры по направлению подготовки 53.03.02 (073100.62)
«Музыкально-инструментальное искусство», профиль «Баян, аккордеон
и струнные щипковые инструменты», квалификация выпускника «Артист
ансамбля. Артист оркестра. Концертмейстер. Руководитель творческого
коллектива. Преподаватель».
В специальном классе игры на народных инструментах осуществляется
подготовка высококвалифицированных специалистов, владеющих
художественным музыкально-исполнительским мастерством, необходимым
для самостоятельной профессиональной деятельности в качестве
педагогов, артистов оркестра, концертмейстеров. Обучение музыканта в
классе специального инструмента неотделимо от изучения всего комплекса
музыкальных предметов по учебному плану.
Основная цель курса – научить раскрывать идейно-художественный
замысел исполняемых произведений и доносить его до слушателей.
Поэтому работа в специальном классе должна быть направлена, главным
образом, на творческое воплощение студентом содержания, стиля, формы
изучаемых произведений при использовании необходимых для осуществления
этой цели специальных технических приемов и средств музыкальной
выразительности.
Данные методические указания посвящены вопросам меховедения
и звукоизвлечения на баяне, а также описывают нетрадиционный подход
на взаимодействие туше и меховедения.
Целями в освоении предлагаемой технологии являются:
- управление процессом звукообразования на баяне в стадии атаки
звука;
- приобретение навыков самоконтроля в вопросах звукоизвлечения
на баяне;
- развитие способности к органичному соединению слуховых
представлений и двигательных действий;
- анализ физиологического участия мышц студента в смене направления
движения меха.
3
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………… 3
Глава 1. Особенности постановки и ведения меха
1.1. Постановка ………………………………………………………...... 6
1.2. Ведение и смена меха ……………………………………………... 10
1.3. Прием возвратного движения меха.………………………………. 14
Глава 2. Специфика звукоизвлечения, звукообразования и звуковедения
на баяне
2.1. Определение понятий «звукоизвлечение», «звукообразование» и
«звуковедение» ………………………………………………………….. 15
2.2. Звукоизвлечение и управление процессами звукообразования…. 16
2.3. Штрихи ……………………………………………………………… 17
2.4. Три группы артикуляционных приемов………………..…………. 17
Глава 3. Туше и меховедение
3.1. Способы ведения меха и виды туше.……………………………… 20
3.2. О термине «импульс»……….……………………………………… 23
3.3. Артикуляционные функции пальца …. …………………………... 24
Заключение ……………………………………………………………… 26
Список литературы …………………………………………………...… 27
Перечень ключевых слов ……………. ………………………………... 29
30
Стр.30