БАЛКОВА Рекомендовано Учебно-методическим советом БГУ в качестве учебно-методического пособия для обучающихся по направлению подготовки 45.03.01 Филология Улан-Удэ Издательство Бурятского госуниверситета 2017 УДК 821.512.31(075.8) ББК 83.3(2=Буря)я73 Б 156 Утверждено к печати редакционно-издательским советом Бурятского государственного университета Р е ц е н з е н т ы Т. В. Затеева д-р филол. наук, профессор Бурятского государственного университета Н. Д. Хосомоев канд. филол. наук, профессор Восточно-Сибирского государственного института культуры Бадуева Г. Ц. <...> УДК 821.512.31(075.8) ББК 83.3(2=Буря)я73 © Г. Ц. Бадуева, 2017 ISBN 978-5-9793-0052-8 © Бурятский госуниверситет, 2017 ПРЕДИСЛОВИЕ В современных условиях филологическое образование считается неполным без наличия в нём регионального компонента, представленного литературой, развивающейся на территории региона. <...> Творчество Кима Николаевича Балкова является одной из индивидуальных художественных систем, позволяющих на репрезентативном материале дать представление о закономерностях эволюции литературы Бурятии с помощью сравнительно-исторического и типологического анализа произведений. <...> Ким Николаевич Балков — один из крупнейших представителей русскоязычной литературы Бурятии, чьё творчество играет заметную роль в литературном процессе II половины XX века и начала XXI века. <...> Дедушка писателя Шулун (Николай Балков) был известным бурятским сказителем, сочинявшим и исполнявшим улигеры. <...> От книги к книге усиливается двойственность описываемых картин: с одной стороны, писатель показывал, как происходило «символическое освоение/ присвоение, включение Сибири в контур национальной жизни» (К. В. Анисимов), с другой, всё более очевидными для Балкова становятся последствия промышленного освоения Сибири, разрушающего её природную первозданность. <...> Не случайно автор создаёт природные образы, в более позднем творчестве — образы Байкала и в целом Подлеморья. <...> В романе «Его родовое имя <...>
Литература_Бурятии_творчество_К._Н._Балкова.pdf
ЛИТЕРАТУРА БУРЯТИИ
Ã. Ö. Бадуева
ТВОРЧЕСТВО К. Н. БАЛКОВА
Улан-Удэ
2017
Стр.1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Г. Ц. Бадуева
ЛИТЕРАТУРА БУРЯТИИ
ТВОРЧЕСТВО К. Н. БАЛКОВА
Рекомендовано Учебно-методическим советом БГУ
в качестве учебно-методического пособия для обучающихся
по направлению подготовки 45.03.01 Филология
Улан-Удэ
Издательство Бурятского госуниверситета
2017
Стр.2
УДК 821.512.31(075.8)
ББК 83.3(2=Буря)я73
Б 156
Утверждено к печати редакционно-издательским советом
Бурятского государственного университета
Р е ц е н з е н т ы
Т. В. Затеева
д-р филол. наук, профессор Бурятского государственного
университета
Н. Д. Хосомоев
канд. филол. наук, профессор Восточно-Сибирского
государственного института культуры
Бадуева Г. Ц.
Б 156
Литература Бурятии: творчество К. Н. Балкова:
учеб.-метод. пособие / Г. Ц. Бадуева. — Улан-Удэ: Изд-во
Бурятского госуниверситета, 2017. — 80 с.
ISBN 978-5-9793-0052-8
Пособие разработано в соответствии с требованиями ФГОС направления
подготовки 45.03.01 Филология и включает в себя учебнометодический
материал по вариативной дисциплине «Фольклор и литература
Бурятии». В издании рассмотрено творчество одного из самобытных
русскоязычных писателей Бурятии II пол. XX в. — нач. XXI в.
К. Н. Балкова.
Пособие предназначено для бакалавров филологических направлений,
а также может использоваться преподавателями-словесниками и
может быть адресовано всем, кто интересуется литературой Бурятии..
УДК 821.512.31(075.8)
ББК 83.3(2=Буря)я73
© Г. Ц. Бадуева, 2017
ISBN 978-5-9793-0052-8
© Бурятский госуниверситет, 2017
Стр.3
ПРЕДИСЛОВИЕ
В современных условиях филологическое образование считается
неполным без наличия в нём регионального компонента, представленного
литературой, развивающейся на территории региона. В
рамках курса «Фольклор и литература Бурятии» студенты-филологи
должны осмыслить литературу Бурятии как неотъемлемую часть
мирового художественного пространства, для чего используются
сравнительно-сопоставительный, типологический пути исследования
произведений русских и бурятских писателей.
Систематический курс литературы Бурятии даёт хронологически
упорядоченное изложение основных моментов литературного процесса
родного края. При этом анализируется поэтика художественных
произведений, определивших движение литературы Бурятии в
художественном освоении действительности, с учетом евразийского
культурного пространства.
В программе курса отражён современный подход к историколитературному
процессу.
Одними из целей изучения дисциплины являются углубление
знаний о литературе Бурятии как художественной системе, входящей
в общекультурный процесс, о многообразии её литературных
явлений, об индивидуальных художественных системах, развитие и
укрепление навыков и умений анализа текста художественных произведений.
В
результате освоения дисциплины студент должен:
знать: основные тенденции, характеризующие фольклор и литературу
Бурятии; основные аспекты взаимосвязи фольклора и литературы;
наиболее ярких писателей, литературоведов и критиков
Бурятии; связи бурятской и русской литературы; основные аспекты
взаимосвязи литературы Бурятии с классикой ХХ в. в свете проблемы
«традиция — новаторство»; систему историко-литературных и
теоретических понятий, необходимых для анализа художественных
текстов; основные этапы и закономерности развития фольклора и
литературы Бурятии; актуальные проблемы изучения курса, обязательные
для изучения научные исследования по дисциплине;
уметь: объяснять связь творчества и биографии писателей, поэтики
произведений с проблемами, поднимаемыми в произведениях;
анализировать текст с учетом требований современного литерату3
Стр.4
роведения, определять его место в эволюционирующей жанровой
системе; анализировать художественный текст как факт духовной
биографии автора, делать биографический и культурноисторический
комментарий текстов; выявлять степень адекватности
художественной трактовки авторскому замыслу; объяснить закономерности
и специфику развития фольклора и литературы Бурятии,
природу ее связей с мировой и русской литературами; применять
систему историко-литературных и теоретических понятий для анализа
художественных текстов; применять полученные знания в области
истории литературы, в научно-исследовательской и других
видах деятельности;
владеть: навыками самостоятельного анализа художественного
произведения, необходимым терминологическим минимумом.
Творчество Кима Николаевича Балкова является одной из индивидуальных
художественных систем, позволяющих на репрезентативном
материале дать представление о закономерностях эволюции
литературы Бурятии с помощью сравнительно-исторического и типологического
анализа произведений.
В пособии представлены теоретические сведения, необходимые
для изучения творчества писателя, а также основные направления
анализа произведений, направленные на уточнение, расширение и
закрепление знаний, полученных студентами на лекционных занятиях.
В конце приводятся задания для практических занятий и самостоятельной
работы студентов. В приложении даны примерные
темы исследовательских работ. Завершается пособие списком справочной
литературы.
Примеры анализа художественных произведений К. Н. Балкова,
представленные в пособии, можно использовать в исследовательской
деятельности, при подготовке к урокам будущему учителюсловеснику,
вышедшему на производственную практику, написании
курсовой и дипломной работ.
Данное пособие адресовано бакалаврам, обучающимся по
направлению 45.03.01 Филология (профили «Отечественная филология»,
«Преподавание филологических дисциплин», «Филологическое
образование»).
4
Стр.5
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
I. «По кругу солнца»: циклы рассказов К. Балкова в
контексте творчества писателя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
II. Художественное пространство прозы К. Балкова . . . . 20
2.1. Реализация концепта родная земля в художественном
пространстве прозы К. Балкова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
2.2. Образ Сибири в прозе В. Распутина и К. Балкова . . . . . . 24
2.3. Художественный образ Байкала в прозе В. Распутина
и К. Балкова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
III. «Потеряешь память — потеряешь себя…»: категория
памяти в художественном мире К. Балкова . . . . . . . . . . . . 39
IV. Духовный кризис современника в прозе В. Шукшина
и К. Балкова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
V. История России в прозе К. Балкова . . . . . . . . . . . . . . . . . . 57
48
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65
Библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 66
Приложение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
78
79
Стр.80