Бобров v_bobrov@npcmolniya.ru ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМА-ТЕХНОЛОГИИ УЛЬТРАЗВУКОВОГО КОНТРОЛЯ КОНТАКТНОЙ ТОЧЕЧНОЙ СВАРКИ В АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИИ* Выполнен анализ технологии традиционного ультразвукового контроля точечной сварки, основанной на применении пьезоэлектрических преобразователей (ПЭП), отмечены недостатки способа, связанные с влиянием состояния акустического контакта, непостоянства размера контактной области преобразователя с локально-иммерсионной ванной, ориентации ПЭП, высокой температуры в зоне сварки на информативные сигналы. <...> На основе разработанного авторами способа и ЭМА преобразователей с импульсным подмагничиванием для возбуждения сдвиговых волн проведены измерения на образцах точечной сварки стали 08Ю, подтвердившие возможность обнаружения дефектов сварки. <...> Показана возможность вывода данных контроля на ПК для их обработки, классификации дефектов (слипание, непровар, пережог), оперативной оценки техпроцесса сварки и выдачи отчета. <...> Контактная точечная сварка является одним из наиболее распространенных и быстро развивающихся способов получения нахлесточных соединений разнообразных конструкционных материалов [1-9]. <...> Массовое применение контактная точечная сварка нашла в автомобильной промышленности, в частности при изготовлении кузова автомобилей выполняется несколько тысяч сварных точек, в связи с чем в последние десятилетия в автомобилестроении широко используются робототехнические комплексы (РТК). <...> Качественная сварная точка отличается стабильным диаметром ядра, структурой и толщиной. <...> Литое ядро формируется из жидкой фазы в процессе кристаллизации и сопровождается сдавливанием и утонением металла в зоне сварной точки. <...> При кристаллизации кристаллиты растут в направлении обратном теплоотводу, т. е. от поверхности ядра внутрь, образуя столбчатую литую структуру. <...> Отклонения от заданного режима сварки приводят к возникновению таких характерных дефектов как «слипание <...>