Н.М.Карамзин
Чувствительный и холодный
Два характера
Воспроизводится по изданию: Карамзин Н.М. Избранные сочинения в двух
томах. М.; Л., 1964.
Оригинал здесь - http:///www.rvb.ru
Дух системы заставлял разумных людей утверждать многие странности и
даже нелепости: так, некоторые писали и доказывали, что наши природные
способности и свойства одинаковы; что обстоятельства и случаи воспитания не
только образуют или развивают, но и
особенным умом и талантами; что Александр в других обстоятельствах мог быть
миролюбивым брамином, Эвклид - автором
дают характер человеку вместе с
чувствительных романов, Аттила -
нежным пастушком, а Петр Великий - обыкновенным человеком! Если бы надобно
было опровергать явную ложь, то мы представили бы здесь множество хорошо
воспитанных, множество ученых людей, которые имеют все, кроме - чувства и
разума... Нет! Одна природа творит и дает: воспитание только образует. Одна
природа сеет: искусство или наставление
только поливает семя, чтобы оно
лучше и совершеннее распустилось. Как ум, так и характер людей есть дело ее:
отец, учитель, обстоятельства могут помогать его дальнейшим развитиям, но не
более. - Привязывает ли натура умственные способности и нравственные
свойства к некоторым особенным формам или действиям физического состава, мы
не знаем: это ее тайна. Система Лафатера и доктора Галя кажется нам по сие
время одною игрою
воображения. Сам почтенный и благоразумный Кабанис, изъясняя свойством
твердых частей и жидкостей счастье и несчастье жизни - нрав, страсти, печаль
и веселье, - не берется размерить и развесить по-аптекарски, сколько чего
надобно для произведения гения, математика, философа, стихотворца, злодея
или добродетельного мужа.
Как бы то ни было, мы видим в свете людей умных и чувствительных, умных
и холодных, от колыбели до гроба, согласно с русскою пословицею; и
нравственное свойство их так независимо от воли, что все убеждения рассудка,
все твердые намерения перемениться нравом остаются без действия. Лафонтен
сказал:
Мы вечно то, чем нам быть в свете суждено.
Гони природу в дверь: она влетит в окно!
Правда, что сию неволю знают одни чувствительные; холодные всегда
довольны собою и не желают перемениться. Одно такое замечание не доказывает
ли, что выгода и счастие на стороне последних? Первые, без сомнения, живее
наслаждаются; но как в жизни более горестей, нежели удовольствий, то слабее
чувствовать те и другие есть выигрыш. "Боги не дают, а продают нам
удовольствия", - сказал греческий трагик; "И слишком дорого", - можно
примолвить, так что мы с покупкою остаемся в глупцах. Но чувствительный есть
природный мот: он видит свое разорение, борется с собою и все покупает.
Однако ж, любя справедливость, заметим и свойственные ему преимущества.
Равнодушные люди бывают во всем благоразумнее, живут смирнее в свете, менее
делают бед и реже расстроивают гармонию
общества; но одни чувствительные
приносят великие жертвы добродетели, удивляют свет великими делами, для
которых, по словам Монтаня, нужен всегда "небольшой примес безрассудности" -
"un peu de folie", они-то блистают талантами воображения и творческого ума:
поэзия и красноречие есть дарование их. Холодные люди могут быть только
математиками, географами, натуралистами, антиквариями и - если угодно -
философами!..
Мы имели случай узнать историю двух человек, которая представляет в
лицах сии два характера.
Эраст и Леонид учились в одном пансионе и рано сделались друзьями.
Первый мог назваться красавцем: второй обращал на себя внимание людей
отменно умным лицом. В первом с самого младенчества обнаруживалась редкая
чувствительность: второй, казалось, родился благоразумным. Эраст удивлял
своим понятием, Леонид - прилежанием. Казалось, что первый не учится, а
только воспоминает старое; второй же никогда не забывал того, что узнавал
однажды. Первый, от излишней надежности на себя, откладывая всякое дело до
последней минуты, иногда не выучивал урока; второй знал его всегда
Стр.1