Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636199)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Чувствительный и холодный

0   0
Первый авторКарамзин Николай Михайлович
Издательство[Б.и.]
Страниц7
ID6133
АннотацияДва характера
Кому рекомендованоПроза
Карамзин, Н.М. Чувствительный и холодный : Очерк / Н.М. Карамзин .— : [Б.и.], 1803 .— 7 с. — Проза .— URL: https://rucont.ru/efd/6133 (дата обращения: 19.05.2024)

Вы уже смотрели


Предпросмотр (выдержки из произведения)

Оригинал здесь - http:///www.rvb.ru сочинения в двух Дух системы заставлял разумных людей утверждать многие странности и даже нелепости: так, некоторые писали и доказывали, что наши природные способности и свойства одинаковы; что обстоятельства и случаи воспитания не только образуют или развивают, но и дают характер человеку вместе с особенным умом и талантами; что Александр в других обстоятельствах мог быть миролюбивым брамином, Эвклид - автором чувствительных романов, Аттила нежным пастушком, а Петр Великий - обыкновенным человеком! <...> Если бы надобно было опровергать явную ложь, то мы представили бы здесь множество хорошо воспитанных, множество ученых людей, которые имеют все, кроме - чувства и разума... <...> Одна природа творит и дает: воспитание только образует. <...> - Привязывает ли натура умственные способности и нравственные свойства к некоторым особенным формам или действиям физического состава, мы не знаем: это ее тайна. <...> Система Лафатера и доктора Галя кажется нам по сие время одною игрою воображения. <...> Сам почтенный и благоразумный Кабанис, изъясняя свойством твердых частей и жидкостей счастье и несчастье жизни - нрав, страсти, печаль и веселье, - не берется размерить и развесить по-аптекарски, сколько чего надобно для произведения гения, математика, философа, стихотворца, злодея или добродетельного мужа. <...> Как бы то ни было, мы видим в свете людей умных и чувствительных, умных и холодных, от колыбели до гроба, согласно с русскою пословицею; и нравственное свойство их так независимо от воли, что все убеждения рассудка, все твердые намерения перемениться нравом остаются без действия. <...> Холодные люди могут быть только математиками, географами, натуралистами, антиквариями и - если угодно философами! <...> .. Мы имели случай узнать историю двух человек, которая представляет в лицах сии два характера. <...> Эраст и Леонид учились в одном пансионе и рано сделались друзьями. <...> В первом с самого младенчества обнаруживалась редкая <...>
Чувствительный_и_холодный.pdf
Н.М.Карамзин Чувствительный и холодный Два характера Воспроизводится по изданию: Карамзин Н.М. Избранные сочинения в двух томах. М.; Л., 1964. Оригинал здесь - http:///www.rvb.ru Дух системы заставлял разумных людей утверждать многие странности и даже нелепости: так, некоторые писали и доказывали, что наши природные способности и свойства одинаковы; что обстоятельства и случаи воспитания не только образуют или развивают, но и особенным умом и талантами; что Александр в других обстоятельствах мог быть миролюбивым брамином, Эвклид - автором дают характер человеку вместе с чувствительных романов, Аттила - нежным пастушком, а Петр Великий - обыкновенным человеком! Если бы надобно было опровергать явную ложь, то мы представили бы здесь множество хорошо воспитанных, множество ученых людей, которые имеют все, кроме - чувства и разума... Нет! Одна природа творит и дает: воспитание только образует. Одна природа сеет: искусство или наставление только поливает семя, чтобы оно лучше и совершеннее распустилось. Как ум, так и характер людей есть дело ее: отец, учитель, обстоятельства могут помогать его дальнейшим развитиям, но не более. - Привязывает ли натура умственные способности и нравственные свойства к некоторым особенным формам или действиям физического состава, мы не знаем: это ее тайна. Система Лафатера и доктора Галя кажется нам по сие время одною игрою воображения. Сам почтенный и благоразумный Кабанис, изъясняя свойством твердых частей и жидкостей счастье и несчастье жизни - нрав, страсти, печаль и веселье, - не берется размерить и развесить по-аптекарски, сколько чего надобно для произведения гения, математика, философа, стихотворца, злодея или добродетельного мужа. Как бы то ни было, мы видим в свете людей умных и чувствительных, умных и холодных, от колыбели до гроба, согласно с русскою пословицею; и нравственное свойство их так независимо от воли, что все убеждения рассудка, все твердые намерения перемениться нравом остаются без действия. Лафонтен сказал: Мы вечно то, чем нам быть в свете суждено. Гони природу в дверь: она влетит в окно! Правда, что сию неволю знают одни чувствительные; холодные всегда довольны собою и не желают перемениться. Одно такое замечание не доказывает ли, что выгода и счастие на стороне последних? Первые, без сомнения, живее наслаждаются; но как в жизни более горестей, нежели удовольствий, то слабее чувствовать те и другие есть выигрыш. "Боги не дают, а продают нам удовольствия", - сказал греческий трагик; "И слишком дорого", - можно примолвить, так что мы с покупкою остаемся в глупцах. Но чувствительный есть природный мот: он видит свое разорение, борется с собою и все покупает. Однако ж, любя справедливость, заметим и свойственные ему преимущества. Равнодушные люди бывают во всем благоразумнее, живут смирнее в свете, менее делают бед и реже расстроивают гармонию общества; но одни чувствительные приносят великие жертвы добродетели, удивляют свет великими делами, для которых, по словам Монтаня, нужен всегда "небольшой примес безрассудности" - "un peu de folie", они-то блистают талантами воображения и творческого ума: поэзия и красноречие есть дарование их. Холодные люди могут быть только математиками, географами, натуралистами, антиквариями и - если угодно - философами!.. Мы имели случай узнать историю двух человек, которая представляет в лицах сии два характера. Эраст и Леонид учились в одном пансионе и рано сделались друзьями. Первый мог назваться красавцем: второй обращал на себя внимание людей отменно умным лицом. В первом с самого младенчества обнаруживалась редкая чувствительность: второй, казалось, родился благоразумным. Эраст удивлял своим понятием, Леонид - прилежанием. Казалось, что первый не учится, а только воспоминает старое; второй же никогда не забывал того, что узнавал однажды. Первый, от излишней надежности на себя, откладывая всякое дело до последней минуты, иногда не выучивал урока; второй знал его всегда
Стр.1