№ 2 DOI: 10.24143/2073-1574-2017-2-34-39 УДК 629.128 П. В. Яковлев, И. С. Просвирина СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ СХЕМ ВОЗДУШНОГО ОБОГРЕВА И УДАЛЕНИЯ ВОЗДУХА ВНУТРИШАТРОВОГО УКРЫТИЯ В процессе сушки окрашенных корпусных деталей судов отклонение от рекомендуемых температурных режимов приводит к неравномерному и медленному высыханию поверхностей. <...> Решением проблемы является проведение окрасочных работ и сушки готовых изделий в специально оборудованных тентовых помещениях с искусственно поддерживаемой температурой. <...> При отрицательной температуре наружного воздуха для обогрева воздуха внутри шатра в основном используют тепловые дизельные подогреватели (калориферы), которые подбирают в зависимости от площади шатра и температуры воздуха на улице в день покраски и сушки изделий. <...> На платформе SolidWorks разработана численная модель сушильной камеры с крупногабаритной окрашенной деталью. <...> Целью разработки было исследование полей температур, скорости и траектории текучей среды (воздуха). <...> Рассмотрены два варианта размещения вытяжных отверстий для удаления воздуха из тентового шатра: снизу – на расстоянии 1,5 м от пола – и сверху – на расстоянии 1,5 м от верха шатра. <...> Установлено, что при удалении воздуха снизу формируется четко выраженный восходящий поток, собирающийся в верхней части камеры и формирующий более высокую температуру по объему камеры. <...> При удалении воздуха из верхней части восходящий нагретый поток воздуха удаляется, вследствие чего средняя температура во всем объеме камеры понижается. <...> При сравнении траекторий скоростей отмечается, что при удалении воздуха сверху скорость воздушного потока выше, а наблюдение за траекториями температур текучей среды еще раз подтверждает теорию свободной конвекции: при нижнем удалении воздух интенсивнее перемешивается с холодными потоками, создавая более равномерное распределение температур по всему объему сушильной камеры. <...> Идеальными условиями <...>