НАУКА — ПРАКТИКАМ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО КАПИТАЛА В ДОО Ушаков Константин Михайлович, доктор педагогических наук, профессор, главный редактор журнала «Директор школы» Банальная истина: эффективность деятельности образовательной организации зависит от людей, которые в ней работают. <...> Но есть устойчивое ощущение, что на результат работы образовательной организации влияет не профессионализм каждого конкретного работника, а то, как организовано взаимодействие между ними. <...> В науке это называется «социальный капитал» — способность людей к самоорганизации и совместным действиям для достижения общей цели. <...> Последний год мы работали над созданием инструмента, с помощью которого было бы возможно провести исследование уровня социального капитала образовательной организации. <...> Этот инструмент позволяет узнать: 45 НАУКА — ПРАКТИКАМ — насколько педагоги доверяют друг другу и администрации; — происходит ли в организации обмен опытом и групповая деятельность; — как оценивается педагогами профессионализм управленцев; — кто из педагогов и с кем взаимодействует по личным и профессиональным вопросам; — кого педагоги считают лучшими и к кому обращаются за советом; и многое другое. <...> Проект предполагал проведение: — анкетирования административных и педагогических работников образовательных организаций; — предоставление руководителям организаций индивидуального отчета по результатам исследования и методических рекомендаций по теме; — осуществление цикла обучающих семинаров для руководителей; — предоставление общего отчета по результатам исследования. <...> В целях экономии места приведем только анкету для педагогов, исключив из рассмотрения вопросы для администрации. <...> Вопросы анкеты закрытые, ответы даются в режиме выбора из списка. <...> 46 Примерный набор вопросов (приводятся в сокращенной формулировке): • Пол. <...> • Как часто вы посещаете занятия, которые в вашей группе проводят другие педагоги <...>