Долговременныя наблюденія мои, no званію попечительницы Рождественской женской гимназіи, надъ ходомъ учебныхъ занятій въ этой гимназіи, одинаковымъ съ другими С.-Петербургскими женскими гимназіями, привели меня къ закліоченію, что преподаваніе учебныхъ предметовъ вообще, а н которыхъ въ особенности, не пресл дуетъ т хъ практическихъ ц лей, которыми обусловливается будуідее д вицъ, оканчивающихъ курсъ ж нскихъ гимназій. <...> Между т мъ помимо формально-образовательныхъ ц лей, пресл дуемыхъ курсомъ среднихъ учебныхъ зав деній вообще, женскія гимназіи могутъ и должны им ть въ виду—развитіе духовныхъ силъ д вицъ сообщеніемъ того именно запаса знаній, который, по практическому прим ненію его къ жизни, необходимъ имъ, какъ будущимъ матерямъ. <...> Выло бы, кажется, большой ошибкой и въ образованіи и въ воспитаніи женщины упускать изъ виду ея прямое назначеніе быть матерью въ широкомъ значеніи этого понятія. <...> Положивши такой именно взглядъ на назначеніе женщины въ основу жизни женскихъ учебныхъ и учебно-воспитательныхъ заведеній, особенно среднихъ, и д лая его исходной точкой отправленія д ятельности этихъ заведеній, станетъ ясно, что вс уч бные пр дметы, преподаваемые въ ліенскихъ гимназіяхъ, могутъ и доллсны быть прив дены къ 3-мъ группамъ:
—
2, — <...> Между т мъ въ учебный курсъ лгенскихъ гимназій внесено достаточно, пожалуй, даже съ избыткомъ, предметовъ первой и второй категоріи, и зат мъ такихъ предметовъ, которые, по своей постановк <...>
Записка..._принцессы_Евгении_Максимилиановны_Ольденбургской_по_вопросу_о_предстоящем_преобразовании_учебного_курса_женских_гимназий.pdf
7
cm.
/ •
Записка E. Ж. B. ПринДолговременныя
наблюденія мои, no званію попечительницы
цессы Евгеніи Максжмж- Рождественской женской гимназіи, надъ ходомъ учебныхъ заняліановны
Ольденбургскож тій въ этой гимназіи, одинаковымъ съ другими С.-Петербургпо
вопросу о предстоящемъ скими женскими гимназіями, привели меня къ закліоченію, что
преобразованіж ужебжаго преподаваніе учебныхъ предметовъ вообще, а н которыхъ въ
Еурса жежсЕЖХъ гжмжазіж. особенности, не пресл дуетъ т хъ практическихъ ц лей, которыми
обусловливается будуідее д вицъ, оканчивающихъ курсъ ж нскихъ
гимназій. Въ большинств случаевъ учебные предметы
гимназическаго курса преподаются какъ бы съ ц лыо сообщить
наибольшее количество отвлеченныхъ знаній по различнымъ отраслямъ
наукъ, и если вносится чиото практическій элементъ,
то онъ, такъ сказать, приставляется къ теоріи искусственно, a
не служитъ исходной точкой отправленія во вс й систем обученія.
Между
т мъ помимо формально-образовательныхъ ц лей,
пресл дуемыхъ курсомъ среднихъ учебныхъ зав деній вообще,
женскія гимназіи могутъ и должны им ть въ виду—развитіе духовныхъ
силъ д вицъ сообщеніемъ того именно запаса знаній,
который, по практическому прим ненію его къ жизни, необходимъ
имъ, какъ будущимъ матерямъ.
Выло бы, кажется, большой ошибкой и въ образованіи и
въ воспитаніи женщины упускать изъ виду ея прямое назначеніе
быть матерью въ широкомъ значеніи этого понятія. Если не
вс женщины выходятъ въ замужество и т мъ становятся непосредственными
руководитблышцами семьи у ея очага, то женщинамъ
воспитательницамъ и учительницамъ и женщинамъ, какъ
вліятельн йшимъ членамъ общества. не можетъ быть отказано
въ значеніи почти равносильномъ значенію матери; ибо въ первомъ
случа он часто вполн зам няютъ мать и исполняютъ
самыя святыя ея обязанности, а во второмъ ихъ вліяніе на направленіе
общественной лшзни им етъ самое ближайшее сходство
съ обязанностями и вліяніемъ матери.
Положивши такой именно взглядъ на назначеніе женщины
въ основу жизни женскихъ учебныхъ и учебно-воспитательныхъ
заведеній, особенно среднихъ, и д лая его исходной точкой отправленія
д ятельности этихъ заведеній, станетъ ясно, что вс
уч бные пр дметы, преподаваемые въ ліенскихъ гимназіяхъ, могутъ
и доллсны быть прив дены къ 3-мъ группамъ:
Стр.3