Созонов 82 ВОСПИТ АНИЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБР А ЗОВАНИЕ езадаптация личности: механизмы и формы caмозащиты Даже самый внешне благополучный ребенок неизбежно переживает в детстве много проблем. <...> В школе особенно разрушительными для психики маленького человека оказываются несостоятельность, неуспешность в главной своей работе — учебе (плохая память, не развиты произвольное внимание, мелкая моторика рук). <...> Такой школьник ока зы вается длительное время в ситуации мощного стресса. <...> Для него имеется три выхода: • смириться, махнуть на себя рукой как на неудачника и стать таковым; • объявить бунт, начать войну с учителями, с товарищами, со взрослыми, со всем миром; • включить механизмы самозащиты, чтобы сохранить самоуважение, не ВОСПИТАНИЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ утратить чувство собственного достоинства. <...> Последствия первого пути очевидны, о втором будет рассказано отдельно. <...> В настоящей статье проследим, как работают психические механизмы, способы самосохранения, которыми снабдила свое дитя предусмотрительная природа, как будто знала, сколь несовершенно земное мироустройство. <...> Механизмы самозащиты ребенка Характер объяснения успехов и неудач Человек мучительно ищет объяснения случившейся неудачи. <...> Конечно, наиболее продуктивным способом, содействующим развитию, внутреннему росту, является объяснение успеха или неуспеха тем, достаточно или недостаточно было приложено усилий. <...> Плохо, когда ребенок видит причины неудач вне себя: несправедливый учитель, не помогли товарищи, не повезло. <...> Это ведет к остановке роста, к неверной тактике поведения. <...> Дети, научившиеся говорить себе правду — «поторопился», «не подумал», «не довел дело до конца», словом, «виноват я сам», но при этом сохраняющие уверенность в себе, стремящиеся к победе, в конце концов добиваются ее, менее тревожатся по поводу неудач, не теряют активности, оптимизма, воли. <...> Депрессивные, тревожные ученики приписывают неудачи прежде всего <...>