ШКОЛА ПЕДАГОГА Готовность к действиям в экстремальных ситуациях как педагогическая проблема Наталья Елисеева, Ставропольский государственный университет Рост количества и масштабов аварий, катастроф, стихийных бедствий и террористических актов, а также ущерба, наносимого ими экономике и экосфере, стал сегодня объективной реальностью. <...> В этих сложных условиях возникает необходимость в формировании у людей навыков безопасного поведения, готовности к действиям в экстремальных ситуациях. <...> Особенно остро проблема выбора целесообразных действий в опасных ситуа34 циях стоит перед учащимися старших классов, в том числе в силу особенностей подросткового и юношеского периодов. <...> Эти учащиеся признаются наиболее сензитивной возрастной категорией в контексте формирования готовности к эффективным действиям в экстремальных ситуациях. <...> Именно в этом возрасте происходит усвоение важнейшей информации, связанной с обеспечением собственной безопасности, определяются фундаментальные жизненные принципы, происходит интенсивная работа над формированием своей личности, вырабатывается индивидуальный стиль поведения, развивается критичность мышления, интенсивно формируется способность к самопознанию и самосознанию. <...> С древнейших времен человеку приходилось бороться за выживание, участвовать в опасной охоте на крупных зверей, отражать нападение враждебных племен, испытывать на себе воздействие грозных сил стихии. <...> Зародыши современного понимания проблемы действий в военно-опасных ситуациях просматриваются лишь в эпоху Возрождения (Ренессанса, XIV– XVI вв.), расцвета наук и перехода от средневековой культуры к новой. <...> Эмпирические военно-психологические и военно-педагогические взгляды накапливались у выдающихся военных деятелей. <...> Наиболее заметны в этом отношении труды итальянца Никколо Макиавелли (1469–1527), книги «Полковое учреждение» и «Наука побеждать» А.В. Суворова, мемуары Наполеона Бонапарта <...>