ЛЕНММА/ а Ч 2007111391
Дрошіяя Русская Церковь устроіі.та СІІОЮ ЖИЗНЬ сообразно съ Ноішкаиоііомъ, принесеннымъ сю шъ Греческой Церкви. <...> Но пе смотря на это, вопросъ о томъ, насколько Русская Церковь, устрояя свою жизнь,' согласовалась съ Греческой и прппесеияызгь пзъ нея Номоканоноиъ, досихъ поръ остается по меньшей м р мало и неточпо изсл дованнымъ. <...> «(Зчеіліъ церковной адицніісіраціи въ дііевкей Россіи—.Іохвицкаіо» и •Св тскіе архіереискіе чиновникц въ ді) <...> Воть иобужденія, которыя руководили ііаміі при выбор цредмета сочиненія. ІІрпчішы, по которымъ ыы взяли предиетоііъ изсл дованіа еиархіадыіыя учрежденія и прп томъ только въ Х І п ХУІІ в кахъ, сл дующія. <...> Каждая епархія въ древней ГОССІІІ составдяла собою, такъ сказать, отпечатокъ всей цом стной Церкиіі п иотому изложеніе устропства и управлеиія еиархіи будетъ вм ст съ т иъ изложсиіемъ устройства и управленія всей Руссвой Церкви. <...> —XVI п XVII в ка выбраны намп, съ одной стороны, лотому, что оші были попреішуществу временемъ церковныхъ соборовъ, р иіавшихъ вопросы объ управленіи Церквп, а съ другой потону, что для обстоятельнаго н полнаго раскритія всторів уиравлепія Церкви іютрсбпы панатниБи и евид тельства, а отъ указашшхъ в ковъ дошло до нась этпхъ иамятнивовъ лножество, Сважемъ еще н сколько <...>
Епархиальные_учреждения_в_русской_церкви_в_XVI_и_XVII_веках.pdf
I
5 S3
D1
IfflJ) sm
"r-i ft
If
ИВАНА ПЕР0ВА.
"1П
JUi
me
ВЪ XVI И Х П ВЪНАХ^ТйгЗЙ!
fee
(ИСТОРИКО-МНОНИЧЕСКІЙ ОЧЕРКЪ).
4 •*z
TKKJ^я1
trf' JfH.
rРЯЗАНЬ.
Въ
Губорнской Тшіографш.
1882.
Стр.2
Отъ Сов та Московскоп Духовпоп АКІІДСМІК лечатать дозволяетсл. 17 Марта 18S2 года.
Акаделіи ііекторъ, ІГіютоісрей С. Смщновъ.
\.
«..Ч.ЛЕНММА/ аЧ •і
хмоыи
і
2007111391
Стр.3
Дрошіяя Русская Церковь устроіі.та СІІОЮ ЖИЗНЬ сообразно съ Ноішкаиоііомъ,
принесеннымъ сю шъ Греческой Церкви. Вотъ положеніе, съ которыиъ соглашаются
вс изсл дователи ]ІЪ области исторіи дреішей Русской Церкші. Но
пе смотря на это, вопросъ о томъ, насколько Русская Церковь, устрояя свою
жизнь,' согласовалась съ Греческой и прппесеияызгь пзъ нея Номоканоноиъ,
досихъ поръ остается по меньшей м р мало и неточпо изсл дованнымъ. На
саномъ д л , до спхъ иоръ не ііоявилось ни одиого сочпнеиія, которое
сиеціалыш было бы поспящеио изсл довашю о церкоішомъ управленіи въ древней
Россій н вм ст съ т мь было бы сочішепіемъ безііріістрастііьшъ, обосиоваіпшлъ
едпнствепно иа фактахъ п свид тельств памятниковъ. Если же
мы и им еыъ н сколько сочішеиій, иосвящеішыхъ пзсл дованію объ означеиио.мъ
предмет , то онп далеко нс бросаютъ яснаго св та (а н которыя п заСЛОПЯІОТТІ
этотъ св тъ) на весь строй церковнаго управленія въ древней Россіп,
яотому что каждое нзъ нпхъ, сообрагшо съ споеіо сиеціалыіою д лію, разсмахриваетъ
нсключнтельно какую либо одиу сторону церковіюй адіитистраціи.
ІІри томъ, между этими сочшісиіяып есть и такія, которыя, задавпшеь
иредвзятыии ц лями и мн шями, иодбпрая факты, только благопріятствуюіціе
илъ, п отстраняя большіпіство, въ сравііеиііі съ ііервыміі, идущихъ пмъ
на перскоръ, представляюхъ д ло въ твращешшіъ п ложномъ св т ').
ГІм я въ впду сказанное о гіедостаточііости раскрытія псторіп древняго цервовнаго
управлеиія въ Россій, жы дулпіемъ, что обстоятельпое п обосноваипое
на свид тельетв ііамятііиковъ раскрытіе УТОЙ псторііі будетъ д ломъ нсЛІІІІІНІПІЪ
въ нашей литератур . Потребность его вытеваетъ, съ одной стороры,
изъ того, что древиее церковное уііравлепіе Россіи носило въ себ корень
u основы цёрковнаго управлеііія новоіі Россіп; а съ другой—иоявляющіяся
в'ъ лптератур клсветы (наир. въ <Очерк дерковпоіі адмтііістраціи
въ древнеіі РОССІІІ> Лохіііідкаго) иа древнее ііаиіо церковное управлейіе, a
1) См. «(Зчеіліъ церковной адицніісіраціи въ дііевкей Россіи—.Іохвицкаіо» и •Св тскіе архіереискіе
чиновникц въ ді)евней Руси> —КіШіерева.
Стр.4
п
сл дрвательно и на Цсрісовь, гребуютъ оііровержепія п безпристрастнаго изсл
дованія псторіп этого уиравленія. Воть иобужденія, которыя руководили
ііаміі при выбор цредмета сочиненія.
ІІрпчішы, по которымъ ыы взяли предиетоііъ изсл дованіа еиархіадыіыя
учрежденія и прп томъ только въ Х І п ХУІІ в кахъ, сл дующія. Каждая
епархія въ древней ГОССІІІ составдяла собою, такъ сказать, отпечатокъ всей
цом стной Церкиіі п иотому изложеніе устропства и управлеиія еиархіи будетъ
вм ст съ т иъ изложсиіемъ устройства и управленія всей Руссвой Церкви.—XVI
п XVII в ка выбраны намп, съ одной стороны, лотому, что оші
были попреішуществу временемъ церковныхъ соборовъ, р иіавшихъ вопросы
объ управленіи Церквп, а съ другой потону, что для обстоятельнаго н полнаго
раскритія всторів уиравлепія Церкви іютрсбпы панатниБи и евид тельства,
а отъ указашшхъ в ковъ дошло до нась этпхъ иамятнивовъ лножество,
Сважемъ еще н сколько словъ о план паіпего сочіінепія. Въ своемъ пзсл
дованіи мы въ вид встуялеыія изложимъ первоначально вн шнее устройство
епархіи взятыхъ налп в ковъ, а за т мъ уже. иерейдемъ къ ея впутреиііему
устройетву. Иріі томъ, р чп о важдомъ отд льномъ учрсжденіи въ епархіп
нашей древней Церкті мы будемъ предпосылать краткій очеркъ этого
учрежденіл въ древней восточпой Церкіиі. Мы счптаеиъ это нужныиъ и иолезньшъ
ііотому, что нри изложеній исторіи церковнато упрапленія въ нашей
Церкви, само собою будетъ видно, въ челъ это управленіе согласовалось п нс
согласовалось съ управленіемъ древней ВОСТОЧІІОІІ Церквіг.
Прн расісрытііі псторіи уиравленія собственно пашеіі Церквп, мы будеыъ
пя ть въ виду одііу толысо всліікорусскую Церковь и нс будемъ васаться малорусской,
потому что оиа, какъ іізв стно, іючтп во все ііродолженіс взятыхъ
намн в ковъ уиравлалась. пезависвно отъ веліікорусской Церквц в ііе была
ііодчііиоиа ]\Іосковскодіу яатріарху.
Стр.5