Петербургский исторический журнал № 1 (2017) УДК 726.5+726.6 Э. А. Гордиенко Новгородское храмовое зодчество конца XI — начала XII в. в контексте социальных отношений В истории новгородского храмового строительства почти отсутствуют лакуны, что в большинстве случаев освобождает исследователя от необходимости построения предполагаемых хронологических или атрибуционных реконструкций. <...> С конца XI и до начала XIII в. новгородское храмовое зодчество прошло долгий путь от величественных княжеских и монастырских соборов до четырехстолпной приходской церкви. <...> Перефразируя известное выражение, можно повторить, что всё значительное, о чем Saint-Petersburg Historical Journal N 1 (2017) Э. А. Гордиенко 9 размышлял человек, он запечатлел в камне. <...> В каменном олицетворении слова отразилась мысль о Боге и мироздании, и сотворенное зодчим и заказчиком здание представало овеществленным символом, в котором раскрывались причины, начало и последовательность воплощения замысла. <...> В 1096/97 г. на новгородский стол второй раз вступил князь Мстислав Владимирович и занимал его в течение двадцати лет с небольшим перерывом — до 1117 г.6 Мстислав становится первым защитником церкви, учредителем общественного права и покровителем всех горожан. <...> В конце столетия была сделана попытка вернуться к образам , но уже в начале XIII в. старая традиция прерывается, и недолгое пребывание на новгородском столе прямых потомков старших Мономаховичей, смоленских князей Святослава Мстиславича (1218–1219) и Всеволода Мстиславича (1219–1221) отмечается возникновением нового башнеобразного храма с притворами11 , не оставившего, однако, следов в истории новгородского зодчества. <...> Храмовое строительство, прерванное на полстолетия после завершения Софийского собора, возобновилось с вокняжением в Новгороде Мстислава Владимировича (1088–1094; 1096–1117)12 Благовещения на Городище13 , где уже стояли деревянные церкви особо почитаемого Мономаховичами святителя Николы и не менее чтимых ими <...>