Расскажите о себе, в том числе почему решили заниматься научной деятельностью, о ваших учителях, о вашей научной карьере. <...> Вообще по окончании школы очень мало кто сознательно выбирает специальность — выбор складывается из моды, желания родителей, оценки возможности реально поступить и местоположения вуза. <...> Я оказалась на историко-филологическом факультете РГГУ, даже не зная толком значения слова «филолог». <...> Не последнюю роль во «втягивании» сыграло мое (наивное) убеждение, что работа на кафедре обеспечит мне покой и стабиль© Историческая Экспертиза, 2017 Елиферова Мария Витальевна — кандидат филологических наук, редактор электронного междисциплинарного журнала европейских исследований VALLA (Москва); meliferova@ yandex.ru 326 ный прожиточный минимум. <...> Хотя в годы моего студенчества были живы и преподавали такие люди, как А. Я. Гуревич, М. Л. Гаспаров, Г. М. Дашевский, я их даже в лицо практически не видела. <...> С Л. М. Баткиным свела шапочное знакомство уже после аспирантуры. <...> А самые яркие семинары — по древнерусской литературе — у нас вел преподаватель, у которого это вовсе не основная специальность. <...> Неверно измерять успешность учебы только лишь наличием «замечательных учителей». <...> Елиферовой А в науке важна воспроизводимость среды. <...> И вот это, на мой взгляд, в РГГУ времен моего студенчества было. <...> Нам буквально на пальцах разъясняли, как делается научное исследование и чем работа гуманитария отличается от простого переписывания «нужных» абзацев из книжек. <...> Я еще на первом курсе поняла, что хочу заниматься западноевропейским средневековьем, но я человек увлекающийся и позволила себя отвлечь сначала на Шекспира, а потом на проблему рецепции Шекспира в России пушкинской эпохи. <...> В результате это создало мне кучу проблем, в том числе совершенно неакадемического характера. <...> Зажала себя в кулак и самостоятельно принялась учить среднеанглийский, древнеанглийский, древнеисландский и немецкий, читать источники в оригинале <...>