В ПРОСТРАНСТВЕ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ УДК 7.011:78.04 ББК 85.310,004 + 85.03-3(2)6 Д.А. ЖУРКОВА ПЕСНИ О ВЕЩНОЙ ЛЮБВИ: АУРА ПОТРЕБЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ПОП-МУЗЫКЕ Дарья Александровна Журкова, Государственный институт искусствознания, сектор медийных искусств, старший научный сотрудник Козицкий пер., д. <...> Анализируются различные сценарии упоминания в отечественных поп-песнях 1980— 2010-х гг. названий брендов (марок автомобилей, одежды, аксессуаров, товаров повседневного потребления, гаджетов). <...> Рассматриваются модели взаимоотношений героев песен с вещами, конструируемый социальный статус и авторское отношение к героям песен и к современному обществу. <...> Исследуются взаимосвязи между текстом песен, их клиповым и музыкальным воплощением. <...> Выясняется, что если в 1980—1990-е гг. при упоминании брендов ценилась, прежде всего, их престижность, то в начале 2000-х гг. чаще появляются хиты, иронизирующие над образами статусного потребления и профанирующие их. <...> Другим характерным приемом в отечественной поп-музыке является стремление через перечисление брендов замаскировать истинные эмоции героев. <...> Тем самым процессы потребления выдвигаются в качестве альтернативы осмысленным духовным переживаниям. <...> Особое внимание уделяется разбору моделей потребительского поведения героинь-женщин, так как именно в их образах проявляются существенные сдвиги в ценностных ориентирах современного российского общества. <...> Ключевые слова: популярная музыка, эстрада, клип, общество потребления, Мерседес, BMW, Лада седан, Пежо, Орбит, Дольче Габанна, лабутены, Маша Распутина, Серега, Сплин, Уматурман, Верка Сердючка, Елка, Группировка Ленинград. <...> Песни о вещной любви: аура потребления в современной российской поп-музыке // Обсерватория культуры. <...> У 168 /В ПРОСТРАНСТВЕ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ / поминание тех или иных брендов в тексте поп-песни, а также их показ в видеоклипе в западных странах считается одним из видов product placement, т. е. понимается <...>