Статья посвящена графическому оформлению книг одного из самых продуктивных и успешных кооперативных издательств 1920-х гг. <...> Выявлен круг художников, сотрудничавших с издательством (от «мирискусников» до конструктивистов), подчеркнута широта стилевого диапазона предложенных ими пластических решений. <...> Ключевые слова: книжный дизайн, графика, обложка, издательское дело, сенсационный стиль, Земля и фабрика, В.И. Нарбут. <...> Графическое оформление книг издательства «Земля и фабрика» // Библиотековедение. <...> 166—173. еятельность московско-ленинградского издательства «Земля и фабрика» (ЗИФ, 1922—1930) практически не изучена; в нескольких имеющихся публикациях дается весьма скудный набор фактов, цифр и цитат. <...> Графическое оформление книг издательства «Земля и фабрика» (с. <...> <…> Издательскую деятельность Нарбут представлял себе на манер американских издателей детективов: массовые тиражи любой дряни в зазывающих пестрых обложках. <...> В нашей ханжеской действительности он не мог развернуться как делец и выжига и сам взял на себя особый искус — стал партийным аскетом. <...> В 1925 г. В.И. Нарбут писал А.М. Горькому: «…ни одна рукопись нового писателя не остается у нас без тщательного просмотра… и внимательного ответа. <...> Стилевой диапазон оформительских решений В стратегии завоевания рынка издательство «Земля и фабрика» весьма важную роль отводило графическому оформлению книг. <...> Многочисленные поводы для подобных упреков давала самая заметная, яркая, но и самая спорная новация ЗИФ — привлечение к работе ряда художников, чьей основной специальностью было создание киноплакатов. <...> Обложку «Пира народного» с хохочущим парнем в простецкой кепке легко принять за афишу зажигательной кинокомедии. <...> Однако стилистический диапазон оформителей ЗИФ отнюдь не исчерпывался «сенсационными» графическими экспериментами, к тому БВ 168 Книга — Чтение — Читатель Фомин Д.В. <...> Любой пластический мотив, будь то официозная эмблематика или незатейливый <...>