№ 2 ЭКОНОМИКА СМИ Смирнов Сергей Сергеевич, кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, e-mail: smirnov_s@rambler.ru НОВЫЙ ИНСТРУМЕНТ ИЗМЕРЕНИЯ КОНЦЕНТРАЦИИ В МЕДИАИНДУСТРИИ (ПЕРВАЯ АПРОБАЦИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ) В статье представлены исторические предпосылки, теоретическое обоснование и методология создания нового инструмента измерения концентрации в медиаиндустрии. <...> Концептуально разработка SMCI (Synergetic Media Concentration Index) является развитием идеи, реализованной MOCDI (Media Ownership Concentration and Diversity Index). <...> Приведены первые результаты расчета нового индекса при оценке рыночной ситуации в медиаиндустрии России. <...> В качестве стартового объекта измерения автором взят самый крупный и прозрачный сегмент – федеральное телевидение. <...> Conceptually, the development of SMCI (the Synergetic Media Concentration Index) appears to be an extension of the idea realized by MOCDI (the Media Ownership Concentration and Diversity Index). <...> Покупка группы «ПрофМедиа» «Газпром-Медиа Холдингом» (2014 г.), установление контроля «ЮТВ Медиа» над холдингом CTC Media (2015 г.), слияние двух главных агентств-селлеров в единый «Национальный рекламный альянс» (2016 г.) – это лишь самые знаковые объединения активов на рынке только эфирного телевидения. <...> Проведенное нами ранее исследование (Смирнов, 2015) возможности применения коэффициента концентрации (CR), индекса Герфиндаля–Гиршмана (ННI)1 и индекса концентрации собственности и разнообразия медиа (MOCDI) для оценки уровня монополизации в российской медиаиндустрии дало довольно неоднозначные результаты. <...> С одной стороны, в силу объективных препятствий, главными из которых являются статистическая «размытость» отрасли и ее в целом невысокая финансовая транспарентность, мы были вынуждены признать, что регулярное вычисление указанных показателей по любой интересующей нас выборке сейчас фактически невозможно. <...> С другой стороны, на примере такого ключевого сегмента медиаиндустрии России, как федеральные телеканалы <...>