М.В. Ломоносова Меськов В.С., доктор философских наук, профессор Яковлева Л.Е., доктор философских наук, профессор Коломейцев А.Е., кандидат философских наук, доцент (Московский педагогический государственный университет) СОЦИАЛЬНЫЕ ПСИХОТИПЫ СИСТЕМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: HOMO RATIONALIS Homo sapiens – человек созерцающий и размышляющий, homo intellectus – человек думающий и делающий, а вот homo rationalis – это не только то и другое вместе взятое, но и в дополнение – человек оценивающий и вычисляющий с точки зрения жизненной значимости, целевой стратегии и личностного смысла. <...> Homo sapiens – man musing and contemplating, homo intellectus -people thinking and doing, and homo rationalis – not only that and another together, but in addition – the person evaluates and calculates from the point of view of the vital importance of targeted policies and personal meaning. <...> Формальным образом идеология – это учение об идеалах. <...> Идеалом интеллектуализма всех времен и народов был человек мудрый. <...> Философия собирает и описывает исторические идеалы мудрости во всех сферах ее личностного проявления, что позволяет рассматривать историю философии и ее аналитику как историческую лестницу восхождения к мудрости, когда само обучение философии становится поэтапным научением мудрости. <...> Именно так оценивал мудрость Сократ, видевший свою задачу в изучении человека. <...> Диалоги Платона и Ксенофонта – важнейшие источники для представления и понимания деятельности Сократа как философа и воспитателя. <...> «У Сократа космологическая натурфилософия греков сменяется антропологической этикой, в то же время он критикует этический релятивизм софистов. <...> Целью его философии было испытание человека, образование юношей и руководство душой, а путем к 99 Актуальные проблемы современной науки, № 2, 2017 этому – духовная майевтика (буквально – повивальное искусство) и ирония. <...> Его философия основана на том, что нравственное можно познать и усвоить, а из знания нравственности следуют всегда действия в соответствии с ней. <...> В этом смысле Сократ старался на примере каждого отдельного случая образовать <...>