Сергей Мороз ИСТРЕБИТЕЛЬ ЯК-3 — СОЛДАТ ПОБЕДЫ Часть 1 ДНЮ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ ПОСВЯЩАЕТСЯ «МОСКИТ» Летом 1942 г. под Сталинградом были замечены истребители, значительно превосходившие в скорости и наборе высоты наши самолеты Як-1, Як-7, ЛаГГ-3 и даже Ла-5, а их усиленное вооружение позволяло сбить даже Ил-2 с одной атаки. <...> Командующий 1-й Воздушной армии Худяков докладывал Главкому ВВС Новикову: «В боевых операциях… наша авиация понесла тяжелые потери от истребителей противника… <...> Систематическое наблюдение… говорит о том, что немецкие истребители, как правило, держат инициативу боя в своих руках, атакуют либо в выгодных условиях, а при неблагоприятной обстановке безнаказанно выходят из боя, часто даже не применяя маневра по прямой с набором высоты… <...> С своей стороны считаю, что серийные самолеты Як-7, Як-1 и Лагг-3 не обладают теми летно-тактическими данными, которые им приписывают в официальной печати». <...> Слова генерала подтвердились, когда 8 сентября 1942 г. исправный Мессершмитт Bf 109G-2 попал к нам в качестве трофея, а вскоре появилась возможность испытать и Bf 109G-2/R6 с двумя дополнительными подвесными пушками MG 151/20. <...> Имея скорость у земли 505 км/ч, а на высоте 3 000 м — до 586 км/ч, ВОЕННАЯ АВИАЦИЯ — 2017 НАУКА И ТЕХНИКА № 5 — «трехточечный мессер» слегка отставал от наших истребителей, но на 7 000 м разгонялся до 650 км/ч и был лучше на вертикалях. <...> Говоря о мерах по противодействию таким самолетам, 23 октября 1942 г. начальник НИИ ВВС доложил Сталину: нужен истребитель, который при весе не более 3 300 кг имел бы скорость не ниже 550 км/ч у земли и 680 км/ч на высоте 6 000–7 000 м. <...> На испытаниях трофейного Bf 109F весной 1942 г. специалисты НИИ ВВС неумышленно занизили его высотно-скоростные данные, и летчик Кубышкин дал в газете «Сталинский сокол» неверные рекомендации по борьбе с ним. <...> Инженеры НИИ ВВС не выявили неисправность нагнетателя мотора DB 601N, теперь же руководство НИИ решило «перестраховаться» и утверждало: немцы <...>