УДК 712(47)"14/16" ББК 85.118.7(2)51-021.8 В.Д. ЧЕРНЫЙ ИТАЛЬЯНСКАЯ ТЕМА В ДРЕВНЕРУССКОМ САДОВОМ ИСКУССТВЕ Валентин Дмитриевич Черный Московский педагогический государственный университет, Институт искусств, кафедра истории художественной культуры, профессор Малая Пироговская ул., д. <...> Рассматривается итальянское влияние на русское садовое искусство со второй половины XV до конца XVII века. <...> Высказывается версия о создании первых «итальянских» садов в период возведения архитектурного ансамбля Московского Кремля и реконструкции окружающей его территории. <...> Появление первых в Москве «верховых» садов связывается со строительством дворцового комплекса великого князя. <...> Их устройство было предусмотрено на сводах первого этажа зданий. <...> Разбивка обширного сада за Москвой-рекой, напротив дворца, была частью итальянского плана благоустройства территории вокруг Кремля и исходила из ренессансных принципов его построения — вынести сад из замкнутого пространства на открытое, хорошо обозреваемое место. <...> По свидетельству исторических источников, несмотря на ослабление контактов с Италией, «итальянский» облик кремлевского дворца бережно сохранялся до XVII в., когда верховые сады получили более широкое распространение. <...> В XVII столетии в России возникает интерес к загородным декоративным садам. <...> Вид и планировка некоторых из садов подмосковной царской усадьбы Измайлово вызывали у иностранных путешественников прямые аналогии с итальянскими садами. <...> К таковым можно отнести круглый «Аптекарский огород» и «Сад с потешными палатами и лабиринтом». <...> 14, № 1 невековья находились в одном из районов Москвы, Немецкой слободе, где постоянно проживали и итальянцы. <...> Итальянская тема в древнерусском садовом искусстве // Обсерватория культуры. <...> Однако ландшафтная архитектура, в том числе садовое искусство, специалистами еще не рассматривалась. <...> Между тем в летописях, записках иностранцев и русских путешественников, гравюрах и средневековых <...>