В контексте исследования реалий современного межкультурного общения (ситуация поликультурности, диалог цивилизаций, межличностная основа общения, феномен «гражданина мира») постулируется вывод о необходимости рассмотрения метакультуры как концептуальной основы (и следствия) межкультурного диалога и предзаданного им межкультурного иноязыч88 /КАФЕДРА / ного образования. <...> Межкультурный диалог можно, в целом, декларировать как процесс индуктивного взаимозависимого смыслотворчества в условиях разрушения ожиданий и предзаданностей на границе культурных сред, катализатором в котором является сознательное усилие личности коммуниканта. <...> Результатом и состоянием такого диалога может выступать метакультура как состояние эволюционирующего сознания, при котором преодолевается «прерывность» культуры, обусловленная национальной идентификацией. <...> В ходе обобщенно-сопоставительного анализа существующих теорий метакультуры (С.Е. Ячин), интеркультуры (В.А. Беляев), транскультуры (М.Н. Эпштейн), третьей культуры (Ф. <...> Карснир), выявляется их комплементарный характер, синергизирующий особое понимание культуры в условиях межкультурного контакта как основанной на само- и взаимосозидающей эволюции коммуникантов и, как следствие, достигающей метауровня субъективации культурной идентичности, позиционируюОБСЕРВАТОРИЯ КУЛЬТУРЫ. <...> Ключевые слова: метакультура, интеркультура, транскультура, третья культура, межкультурное иноязычное образование, межкультурное общение, межкультурный диалог. <...> В ходе «естественного отбора» культуросообразных подходов к иноязычному образованию жизнеспособным в настоящее время стал межкультурный, синтезировавший квинтэссенцию предшествующей концептуальной эволюции. <...> В целом межкультурный подход можно определить как направленный на постижение/достижение сущности равновесия коммуникации с позиции вовлеченного носителя культуры на основе осознаваемого паритета культур <...>