Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Опасные ситуации природного характера и защита от них (190,00 руб.)

0   0
АвторыИванов В. М.
Издательствоизд-во СКФУ
Страниц170
ID603329
АннотацияПособие составлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Содержит курс лекций, в которых приводится подробная характеристика опасных ситуаций природного характера, методы защиты от них, контрольные вопросы, литературу
Кому рекомендованоПредназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование, профиль «Безопасность жизнедеятельности»
УДК614.8
ББК68.9
Опасные ситуации природного характера и защита от них : учебное пособие. Направление подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование. Профиль подготовки «Безопасность жизнедеятельности». Бакалавриат / В. М. Иванов .— Ставрополь : изд-во СКФУ, 2016 .— 170 с. — URL: https://rucont.ru/efd/603329 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ОПАСНЫЕ СИТУАЦИИ ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА И ЗАЩИТА ОТ НИХ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Направление подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование Профиль подготовки «Безопасность жизнедеятельности» Бакалавриат Ставрополь 2016 УДК 614.8 (075.8) ББК 68.9 я73 О 60 Печатается по решению редакционно-издательского совета Северо-Кавказского федерального университета О 60 Опасные ситуации природного характера и защита от них: учебное пособие / авт.-сост. <...> Содержит курс лекций, в которых приводится подробная характеристика опасных ситуаций природного характера, методы защиты от них; контрольные вопросы, литературу. <...> Предмет «ОБЖ» не только обучает школьников конкретным действиям в экстремальной ситуации, но и формирует представления о новых подходах и приоритетах правительства России в области защиты населения от ЧС, и существующих учебников и пособий по этой дисциплине явно недостаточно. <...> Последние несколько лет, несмотря на сложность социально-экономической и политической обстановки, отмечена активность обще3 УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ОПАСНЫЕ СИТУАЦИИ ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА И ЗАЩИТА ОТ НИХ ства в разных отраслях науки, направленной на управление рисками в чрезвычайных ситуациях, с целью обеспечения безопасности человека в условиях опасных ситуаций природного характера, а также их предотвращения. <...> Основными задачи данной дисциплины являются: – готовность использовать основные методы защиты от опасных ситуаций природного характера; – готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности; – способность разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных <...>
Опасные_ситуации_природного_характера_и_защита_от_них.pdf
УДК 614.8 (075.8) ББК 68.9 я73 О 60 Печатается по решению редакционно-издательского совета Северо-Кавказского федерального университета О 60 Опасные ситуации природного характера и защита от них: учебное пособие / авт.-сост. В. М. Иванов. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2016. – 170 с. Пособие составлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. Содержит курс лекций, в которых приводится подробная характеристика опасных ситуаций природного характера, методы защиты от них; контрольные вопросы, литературу. Предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование, профиль «Безопасность жизнедеятельности». УДК 614.8 (075.8) ББК 68.9 я73 Автор-составитель д-р с.-х. наук, профессор В. М. Иванов Рецензенты: д-р с.-х. наук, доцент А. П. Марынич, д-р техн. наук, профессор В. Д. Ковалев, канд. пед. наук, доцент А. А. Филимонов © ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», 2016
Стр.2
Предисловие Начало XXI века стало для человечества периодом социальных, технических и культурных перемен. В последнее время очевидна тенденция к снижению численности населения России и ухудшению состояния здоровья населения страны, особенно подрастающего поколения. Это во многом связано с увеличением частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций социального характера и главное – возрастающим отрицательным влиянием «человеческого фактора» на безопасность жизнедеятельности личности, общества, государства. В связи с этим всё более актуальной становится проблема обучения населения, и особенно подрастающего поколения, безопасному поведению в опасных и чрезвычайных ситуациях. Общество начинает осознавать, что совершенно безопасной жизнедеятельности не бывает. Развитие человечества и технический прогресс требуют другого, более высокого уровня культуры населения в области безопасности, повышенной ответственности каждого человека за свои поступки и за сохранение окружающей среды. С принятием в 1994 году Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» фактически заново началось формирование новой государственной политики в области подготовки населения, в том числе и школьников, основам безопасности жизнедеятельности в условиях техносферы. Предмет «ОБЖ» не только обучает школьников конкретным действиям в экстремальной ситуации, но и формирует представления о новых подходах и приоритетах правительства России в области защиты населения от ЧС, и существующих учебников и пособий по этой дисциплине явно недостаточно. Многие из них отстают от времени, отстают в понимании проблемы – ведь сегодня недостаточно только констатировать факты о все учащающихся катастрофических проявлениях, необходимо также и дать возможность осознать, что современное общество имеет достаточный научно-технический потенциал для преодоления сложившейся ситуации в данной области. Последние несколько лет, несмотря на сложность социально-экономической и политической обстановки, отмечена активность обще3 УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Стр.3
ОПАСНЫЕ СИТУАЦИИ ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА И ЗАЩИТА ОТ НИХ ства в разных отраслях науки, направленной на управление рисками в чрезвычайных ситуациях, с целью обеспечения безопасности человека в условиях опасных ситуаций природного характера, а также их предотвращения. Целью освоения дисциплины является формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций будущего бакалавра, обучающегося по направлению подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование, профилю «Безопасность жизнедеятельности». Основными задачи данной дисциплины являются: – готовность использовать основные методы защиты от опасных ситуаций природного характера; – готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности; – способность разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий; – способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности. В процессе освоения дисциплины формируются следующие компетенции: – ОК-11 – готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий; – ПК-7 – готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обуча4 ющихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности; – ПК-8 – способность разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий; – ОПК-4 – способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности.
Стр.4
ОПАСНЫЕ СИТУАЦИИ ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА И ЗАЩИТА ОТ НИХ Содержание 3 Предисловие Курс лекций 5 21 33 1. Цель, задачи и основное содержание курса «Опасные ситуации природного характера и защита от них». Основные понятия и определения. Классификация опасных ситуаций природного характера 2. Опасные ситуации как объект исследований. Понятие опасной ситуации. Методы исследования опасных природных явлений 3. Безопасность жизнедеятельности в опасных ситуациях. Обеспечение безопасности человека в опасных ситуациях природного характера 46 4. Природные риски, оценка природных рисков. Понятие «риск». Виды рисков. Методы определения рисков 61 73 168 82 103 111 5. Опасные ситуации метеорологического характера. Ураганы. Бури. Смерчи. Условия возникновения. Методы защиты человека 6. Опасные ситуации гидрологического характера. Наводнения. Подтопления. Паводки. Профилактика наводнений. Методы защиты человека 7. Опасные ситуации геологического характера. Землетрясения. Показатели и примеры землетрясений. Вулканизм. Методы защиты человека 8. Природные пожары и методы защиты от них. Классификация природных пожаров. Профилактика природных пожаров. Методы борьбы 9. Биологические опасности и методы защиты от них. Эпидемии. Эпизоотии. Эпифитотии. Профилактика и методы борьбы
Стр.168
119 10. Космические опасности и методы защиты от них. Астероиды. Кометы. Метеориты. Методы борьбы с опасными природными явлениями 125 11. Конституция РФ от 2 декабря 1993 года, Федеральный закон от 21 декабря 1994 года «О защите населения и территорий от ЧС природного характера», постановления Правительства и другие нормативные документы в данной области. Понятие «Чрезвычайная ситуация». Цели и задачи федерального закона. Обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности населения и территорий от ОС природного характера 136 145 12. Психологические аспекты поведения человека в различных ОС природного характера и коррекция его психофизиологических реакций 13. Стресс как защитная реакция человека в ЧС. Психологические механизмы защиты от стресса. Понятие «стресс». Фазы развития стресса. Последствия стресса. Борьба со стрессом 155 14. Управление безопасностью человека в ОС природного характера 163 Заключение 164 Литература 169 УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Стр.169

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.