МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
НОВАЯ ЛОКАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
МАКРОРЕГИОНА
Н
Практикум
Направление подготовки 46.04.01 – История
Магистерская программа «Отечественная история»
Магистратура
Ставрополь
2016
Стр.1
УДК 94(470.63) (075.8)
ББК 63.3(235.7) я73
Н 73
Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Северо-Кавказского федерального
университета
Н 73 Новая локальная история макрорегиона: практикум / авт.сост.:
Т. А. Булыгина, К. Р. Амбарцумян. – Ставрополь: Издво
СКФУ, 2016. – 205 с.
Пособие составлено в соответствии с требованиями основных
образовательных программ магистратуры согласно ФГОС ВО,
учебным планом и программой дисциплины и разработано в рамках
реализуемого в Северо-Кавказском федеральном университете
инновационного образовательного проекта «Формирование российской
идентичности и правовой культуры студенческой молодежи
в полиэтничном регионе».
Содержит основные теоретические сведения курса, вопросы
и задания, приложения, литературу.
Предназначено для студентов магистратуры, обучающихся
по направлению подготовки 46.04.01 – История, магистерской
программе – «Отечественная история».
УДК 94(470.63) (075.8)
ББК 63.3(235.7) я73
Авторы-составители:
д-р истор. наук, профессор Т. А. Булыгина,
канд. истор. наук, доцент К. Р. Амбарцумян
Рецензенты:
канд. филос. наук, профессор А. Б. Багдасарова,
д-р истор. наук, профессор С. Б. Калинченко (СтГАУ),
© ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский
федеральный университет», 2016
2
Стр.2
Предисловие
Целью освоения дисциплины является формирование профессиональных
и социальных компетенций: не только способности
овладеть новейшими методологическими подходами и современным
исследовательским инструментарием профессиональных историков,
в частности приемами «новой локальной истории», но и
умения использовать их в общественно-политической жизни такого
полиэтничного макрорегиона, каким является Кавказ, для
укрепления безопасности его жителей.
Дисциплина относится к обязательным дисциплинам вариативной
части магистерской программы «Отечественная история».
Изучение дисциплины способствует решению следующих задач:
– выработка умения применять знания методов «новой локальной
истории» в своей педагогической и исследовательской
деятельности;
– овладение навыками конструирования моделей исторической
памяти для формирования исторического сознания, способствующего
совершенствованию межэтнических, межконфессиональных,
межкультурных отношений на различных уровнях – от
локальных сообществ до этносов и регионов;
– использование профессиональных навыков при формировании
коллективной памяти, наиболее благоприятной для обеспечения безопасности
макрорегиона и углубления позитивных контактов между
народами и локальными сообществами, его населяющими;
– формирование культуры взаимоотношений в социуме полиэтничного
макрорегиона, основанной на толерантности, знании
исторического опыта социокультурного, политического и экономического
взаимодействия различных локальных, этнических и
других субъектов макрорегиона;
– выработка готовности использовать профессиональные
компетенции при выработке единой российской идентичности,
гражданственности, социальной ответственности и патриотизма;
– выработка умения использования инновационных подходов
в профессиональной и общественной деятельности.
Методическая новизна дисциплины обеспечивается использованием
на лекциях и семинарских занятиях инновационных образовательных
технологий: коммуникативно-диалоговых форм в виде
3
Стр.3
дискуссий и фокус-групп, а также проблемно-поисковых форм, способствующих
развитию логического, креативного мышления. На
занятиях широко применяются интерактивные средства – лекциипрезентации,
задания с помощью интерактивной доски, подготовка
и презентация творческих проектов на основе широкого использования
Интернет-ресурсов на русском и иностранном языках.
Дисциплина носит междисциплинарный характер и реализуется
кафедрой истории России Северо-Кавказского федерального
университета. В основу практикума положены научные разработки
межвузовского научно-образовательного центра «Новая локальная
история», созданного в 2002 г. на базе Ставропольского государственного
университета. Большинство исследований выполняется в
сотрудничестве с ведущими специалистами Российского государственного
гуманитарного университета, Московского государственного
областного гуманитарного института, Научно-педагогической
школой источниковедения. Ежегодно в преподавание курса
включаются новейшие разработки московских и ставропольских
ученых, что обеспечивает интеграцию науки и образования.
обучающегося, формируемые в результате изучения
курса:
– готовность к коммуникации в устной и письменной формах
на государственном языке Российской Федерации и иностранном
языке для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-1);
– готовность руководить коллективом в сфере своей профессиональной
деятельности, толерантно воспринимая социальные,
этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК-2);
– способность использовать знания в области гуманитарных,
социальных и экономических наук при осуществлении экспертных
и аналитических работ (ОПК-3);
– способность использовать в познавательной и профессиональной
деятельности базовые знания в области основ информатики
и элементы естественнонаучного и математического знания
(ОПК-4);
– способность использовать знания правовых и этических
норм при оценке своей профессиональной деятельности, при разработке
и осуществлении социально значимых проектов (ОПК-5);
4
К
о
мп
е
т
е
н
ц
ии
Стр.4
– способность к инновационной деятельности, к постановке и
решению перспективных научно-исследовательских и прикладных
задач (ОПК-6).
В результате освоения практических занятий дисциплины
студент должен
– историю возникновения новой локальной истории в системе
зарубежного и российского социогуманитарного знания.
– основные теоретическое положение новой локальной истории,
направления и подходы;
:
– применять основные теоретические концепции и методологические
принципы при анализе различных типов и видов источников;
–
вступать в диалог с авторами источников, «вживаясь» в
прошлое систематизировать и интерпретировать информацию источников
с позиций современной историографии;
– применять знания по теории источниковедения при решении
конкретных задач практического источниковедения;
– адаптировать теоретические положения новой локальной
истории к местным источникам;
:
– навыками систематизации источников по истории региона;
– понятийный аппаратом курса;
– современным исследовательским инструментарием анализа
источниковой базы исторического нарратива;
– основными методами, используемыми в рамках новой локальной
истории.
Приступая к изучению курса, необходимо создать папку «Новая
локальная история» для накопления электронных заданий и
формирования портфолио по выполненной работе, которая предоставляется
преподавателю при зачете. Внутри этой папки можно
создать папки по номерам занятий. В каждой такой номерной папке
помещаются файлы с планами, персональными заданиями и
выполняемыми заданиями.
Необходимо начинать подготовку к каждому занятию с выяснения
главных понятий и основных терминов темы в различных
бумажных и электронных словарях и справочных изданиях – от
этимологии до современного содержания этих терминов и понятий.
5
зн
а
т
ь:
у
ме
т
ь
вла
д
е
т
ь
Стр.5
Одно из этих значений или самостоятельно сформулированное пояснение
следует заносить в отдельный файл «Словарь понятий».
При подготовке к занятию нужно выделить главные проблемы
занятия и к каждому из них составить план и тезисы выступлений.
Такие планы с обозначением проблем и тезисы ответов (1–3 предложения)
необходимо занести в файл «Планы».
Результаты выполнения заданий, данных в конце плана семинарского
занятия, следует вносить в отдельные файлы, в соответствующую
номерную папку. К итоговым занятиям, помимо выполнения
творческих работ, необходимо на основе файлов из номерных
папок составить общие файлы «Словарь понятий» и «Авторские
тезисы».
6
Стр.6
Содержание
3 Предисловие
7 Тема 1. «Новая локальная история»: возникновение,
понятия, место в современной историографии
12 Тема 2. Исследовательские принципы и методологический
инструментарий «новой локальной истории»
15 Тема 3. Исследовательские поля новой локальной истории
19 Тема 4. Понятие полиэтничного макрорегиона и основные
направления в изучении истории Северного Кавказа
24 Тема 5. История Северного Кавказа в контексте
«новой локальной истории»: соотношение глобального
и локального
28 Тема 6. Конструирование нового исследовательского
пространства истории Северного Кавказа
32 Тема 7. Феномен северокавказской идентичностии
российская идентичность в поле интеллектуальной
истории полиэтничного макрорегиона
37 Тема 8. Северный Кавказ в исследовательском поле
истории пограничных областей
41 Тема 9. Исследовательские практики изучения локальных
сообществ полиэтничного макрорегиона
44 Литература
50 Приложения
203 Заключение
204
Стр.204