Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Наука и культура: развитие и взаимодействие в современном обществе (190,00 руб.)

0   0
Первый авторБаранов С. Т.
АвторыНестерова В. Л.
Издательствоизд-во СКФУ
Страниц138
ID603269
АннотацияНаука и культура – эта конъюнкция содержит широкий спектр культурологических, естественнонаучных, политических и экономических проблем. В монографии исследуются вопросы взаимоотношений науки и религии, науки и искусства, науки и морали в условиях техногенного общества. Наука, являясь важнейшей составляющей культуры, в XXI веке приобретает детерминирующую роль в развитии социума в целом. В процессе научного и технического развитии в культурологическом пространстве помимо позитива, наблюдаются негативы, изучение которых имеет также большую актуальность
Кому рекомендованоРекомендуется для бакалавров, магистров, аспирантов, а также для всех тех, кто интересуется культурологическими и философскими проблемами развития современной науки
ISBN978-5-9296-0831-5
УДК008:130.2
ББК71.0
Баранов, С. Т. Наука и культура: развитие и взаимодействие в современном обществе : монография / В. Л. Нестерова; С. Т. Баранов .— Ставрополь : изд-во СКФУ, 2016 .— 138 с. — ISBN 978-5-9296-0831-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/603269 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Баранов, В. Л. Нестерова Наука и культура: РАЗВИТИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ МОНОГРАФИЯ Ставрополь 2016 УДК 008:130.2 ББК 71.0/. <...> ISBN 978-5-9296-0831-5 Наука и культура – эта конъюнкция содержит широкий спектр культурологических, естественнонаучных, политических и экономических проблем. <...> В монографии исследуются вопросы взаимоотношений науки и религии, науки и искусства, науки и морали в условиях техногенного общества. <...> Рекомендуется для бакалавров, магистров, аспирантов, а также для всех тех, кто интересуется культурологическими и философскими проблемами развития современной науки. <...> 1 Рецензенты: д-р филос. наук, профессор И. С. Бакланов, канд. ист. наук, доцент А. С. Нестеров © Баранов С. Т., Нестерова В. Л., 2016 ISBN 978-5-9296-0831-5 © Северо-Кавказский федеральный университет, 2016 Наука и культура: развитие и взаимодействие в современном обществе ВВЕДЕНИЕ краткое определение. <...> 3 аука – многогранное, многоаспектное социальное явление, которому невозможно дать однозначное значение, тем более Баранов С. Т., Нестерова В. Л. <...> Объем разума значительно шире объема формальной логики, которая выполняет, прежде всего, коммуникативную функцию, обеспечивая возможность грамотного общения между людьми. <...> Когда мы говорим о времени возникновения науки, мы должны помнить о разделении наук на естественнонаучные, технические и гуманитарные, время появление которых различно. <...> 5 озникновение науки вопрос непростой, поскольку глубокие знания по техническим, естественнонаучным, гуманитарным, Баранов С. Т., Нестерова В. Л. <...> Другими словами, при каких условиях возникают новые знания, когда объем сказуемого (предиката) будет содержать больше информации, чем объект подлежащего (субъекта). <...> Наука с помощью теоретического анализа явлений объективной реальности становится способом предвидения и активного осмысления исторической ситуации. <...> Современная наука, писал французский философ, замкнулась на рассмотрении проблем, не относящихся <...>
Наука_и_культура_развитие_и_взаимодействие_в_современном_обществе.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ РЕГИОНАЛЬНОГО КУЛЬТУРОВЕДЕНИЯ» СТАВРОПОЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА С. Т. Баранов, В. Л. Нестерова Наука и культура: РАЗВИТИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ МОНОГРАФИЯ Ставрополь 2016
Стр.1
УДК 008:130.2 ББК 71.0/.1 Б 24 Баранов С. Т., Нестерова В. Л. Б 24 Наука и культура: развитие и взаимодействие в современном обществе: монография. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2016. – 138 с. ISBN 978-5-9296-0831-5 Наука и культура – эта конъюнкция содержит широкий спектр культурологических, естественнонаучных, политических и экономических проблем. В монографии исследуются вопросы взаимоотношений науки и религии, науки и искусства, науки и морали в условиях техногенного общества. Наука, являясь важнейшей составляющей культуры, в XXI веке приобретает детерминирующую роль в развитии социума в целом. В процессе научного и технического развитии в культурологическом пространстве помимо позитива, наблюдаются негативы, изучение которых имеет также большую актуальность. Рекомендуется для бакалавров, магистров, аспирантов, а также для всех тех, кто интересуется культурологическими и философскими проблемами развития современной науки. УДК 008:130.2 ББК 71.0/.1 Рецензенты: д-р филос. наук, профессор И. С. Бакланов, канд. ист. наук, доцент А. С. Нестеров © Баранов С. Т., Нестерова В. Л., 2016 ISBN 978-5-9296-0831-5 © Северо-Кавказский федеральный университет, 2016
Стр.2
Наука и культура: развитие и взаимодействие в современном обществе ВВЕДЕНИЕ краткое определение. Наука – это особая форма общественного сознания; высшая форма познавательной деятельности человека; вид духовного творчества и потребления; результат креативного процесса; истинное познание окружающего мира; постоянно расширяющая система представлений и убеждений людей, адекватно отражающих объективный и субъективный миры и т. д. В философской энциклопедии предпринята попытка дать в одном предложении обобщенную сентенцию науки. «Наука – особый вид познавательной деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире [15, с. 673]. Однако в данное определение не вошли многие важные вопроН сы, имеющие прямое отношение к науке. Например, не отражены такие проблемы, как связь науки, религии, искусства и культуры; соотношение понятий научности и истинности, рациональности и иррациональности, относительности и абсолютности в научных знаниях. Д. В. Пивоваров в учебном пособии «Философия и религия» предлагает две концепции науки. В первой концепции наука представляется в широком значении, как такой вид деятельности людей, который удовлетворяет общественные потребности в знании скрытых, таинственных сил и свойств в их первозданном качестве. Во второй концепции дает науки родовое понятие, в котором отражаются сущностные связи и отношения познаваемой действительности в форме понятий и умозаключений, пропущенные через экспериментально-теоретической процесс. Таким образом, ученый фиксирует вечную философскую проблему: как выйти из субъективно-объективного, войти в чисто объективное. Русский народ является носителем удивительного языка, в этимологии слов которого содержатся ответы на многие тайны бытия. Ключевыми словами в наших исследованиях являются культура и наука. Известна родственная связь русского языка, имеется в виду, в том числе древнерусский и древнеславянский языки, с санскритским языком арийских племен, пришедших в Индию из Сибири. В переводе с санскрита слово «ура», являющееся составной частью слова «культура», означает «свет». Но этот свет необычного свойства, он принадлежит не материальному миру, а трансцендентальному, на существование которого постоянно указывал И. Кант. 3 аука – многогранное, многоаспектное социальное явление, которому невозможно дать однозначное значение, тем более
Стр.3
Баранов С. Т., Нестерова В. Л. «Трансцендентальный» – обозначение мира высшего порядка, стоящего над материальным миром. Если материальный мир (наша Вселенная) – мир явлений, то трансцендентальный мир – мир сущностей и высших моральных ценностей. Таким образом, культура – поэтапное движение человечества к высшей духовности, особому состоянию, особому образу жизни. Этимологический анализ слова «наука» также является необычайно интересным, касается многих социокультурных аспектов познавательных процессов. В древнерусском алфавите «на», «у», «к», «а» соответствуют слова – «наш», «ум», «князь», «есть». Возможны варианты построения предложений из названных слов. Например, можно построить такое суждение – «Наш разум есть князь». И действительно, научное познание – это теоретико-рациональное движение мыслей человека, противоположное чувственно - эмоциональному восприятию мира. Разум – главный действующий фактор в гносеологии, разум постоянно производит необходимые средства образования путей проникновения в невидимый мир для сближения и растворения в нем. Научный разум – это молния, посылаемая общечеловеческим разумом в видимый мир. Обнаружение невидимого мира произошло в древнейшие времена, и была обозначена в легендах и мифах. На основе огромного материала, накопленного в древней культуре, Платон создал свое учение о существовании 2-х миров. Объем разума значительно шире объема формальной логики, которая выполняет, прежде всего, коммуникативную функцию, обеспечивая возможность грамотного общения между людьми. Научный разум обладает своей внутренней логикой, является неким неумолимым механизмом, детерминирующим познавательную деятельность ученого. 4
Стр.4
Наука и культура: развитие и взаимодействие в современном обществе ОГЛАВЛЕНИЕ Введение............................................................................ 3 Глава 1. Наука как явление культуры 1.1. Наука как социокультурный феномен............................ 1.2. Проблема соотношения науки и культуры..................... 1.3. Онтологические проблемы науки и техники.................. Глава 2. Технократические идеи и мораль 2.1. Технократическое мышление: миф и реальность......... 2.2. Наука и массовое сознание в техногенном обществе.... 2.3. Взаимодействие обыденного и научного сознания в техногенном обществе......................................................... Глава 3. Наука и религия: проблема взаимоотношений 3.1. От конфронтации к коэволюции: развитие отношений между религией и наукой........................................................ 3.2. Елена Блаватская о единении религии и науки............. Глава 4. Наука и искусство как способы познания мира 4.1. Теоретико-познавательные функции искусства и науки.. 4.2. Корреляционные связи между наукой и искусством..... 4.3. Научно-технические предвидения в искусстве и науки.. Глава 5. Подходы к исследованию культурного мира российской женщины 5.1. Проблема соотношения женской и гендерной истории.. 5.2. Понятие культурного мира российской женщины.......... 111 120 Заключение........................................................................ 131 Литература......................................................................... 133 Примечание....................................................................... 136 95 99 104 70 87 40 50 55 5 17 26 137
Стр.137