КНИЖНЫЙ НАВИГАТОР Леонид Ашкинази Математика и физика У математики есть важное отличие от физики. <...> И состоит оно вот в чем: по мере углубления в физику и сложность, и восхитительность нарастают плавно, а по мере погружения в математику – скачком. <...> Уточним: в физике нарастание сложности устроено поразному в разных разделах, например, в механике твердых тел и электричестве оно плавное, а в гидро- и аэромеханике – более резкое. <...> Наверное, поэтому гидро- и аэро- не проходят в школе; кроме статики, конечно. <...> Разумеется, сложность – понятие субъективное, и это объективная трудность, о которой, в силу ее тривиальности, не будем. <...> Теперь о восхитительности – она в физике тоже нарастает плавно, причем – возможно, в силу пересечения языка физики и бытового – рост восхитительности может произойти позже роста сложности. <...> Переходя на бытовой язык: вы можете испытать экстаз от того, что не вполне поняли. <...> Правда, если поняли, то он будет круче; то есть продерет сильнее. <...> Кстати, не будь этого загадочного эффекта, НП-книжки скачивались бы слабее, а продавались бы и вовсе – сами понимаете. <...> Между прочим – не это ли вызывающее умиление авторское умение – вызвать экстаз при неполном понимании? <...> Без труда не вытащишь экстаза из пруда. <...> У математики есть важное отличие от физики. <...> И состоит оно вот в чем: по мере углубления в физику и сложность, и восхитительность нарастают плавно, а по мере погружения в математику – скачком. <...> Уточним: в физике нарастание сложности устроено поразному в разных разделах, например, в механике твердых тел и электричестве оно плавное, а в гидро- и аэромеханике – более резкое. <...> Наверное, поэтому гидро- и аэро- не проходят в школе; кроме статики, конечно. <...> Разумеется, сложность – понятие субъективное, и это объективная трудность, о которой, в силу ее тривиальности, не будем. <...>