ИЗ ГОТОВЛЕНИЕ ПРОШЛОГО Владислав Дегтярев как область творчества Дэвид Лоуэнталь на страницах своего компендиума «Прошлое – чужая страна» говорит о том иррациональном, чреватом сомнением в собственной адекватности, впечатлении, которое произвела восстановленная после войны Варшава на человека, заставшего ее в руинах. <...> «Дом, в котором я родился, был разрушен тридцать шесть лет тому назад, но я могу пойти в свою детскую спальню, взглянуть из того же самого окна и увидеть тот же самый дом во дворе напротив… Даже кронштейн лампы с затейливым завитком висит на прежнем месте. <...> Это Американский историк и географ как область творчества Прошлое нервирует, если начинаешь задумываться. <...> Но задача реконструкции – в другом: в том, чтобы подвергнуть сомнению реальность неприятного прошлого, а лучше – вовсе отменить его. <...> Знаменитая Янтарная комната, как всем известно, находилась в Екатерининском дворце Царского Села с 1755 года до своего похищения в 1941 году, а после 1944 года ее, кажется, никто не видел. <...> И вот, после завершения долгих трудов, последовавшего в мае 2003 года, для всеобщего обозрения открылась новая Янтарная комната. <...> Правда и то, что подлинный шедевр Шлютера – Растрелли с течением времени обрастал бы позднейшими дополнениями. <...> С семиотической точки зрения можно утверждать, что в истории памятника архитектуры под названием «Янтарная комната» был период, когда он не существовал физически, но продолжал существовать как знак. <...> Естественно, тогда, когда физическое существование памятника в данной культуре представляется необходимым, и методы его реконструкции удовлетворяют принятым критериям подлинности. <...> Нацеленность на прагматику объединяет стилизации периода историзма и выросшие из них реставрационные проекты периода модернизма, хотя между ними есть одно очень существенное различие. <...> »* Григорий Ревзин объявляет современную практику реставраций плодом модернизма и позитивизма. <...> Согласно Ревзину <...>