38 Высшее образование в России • № 4, 2017 «ВЗРОСЛЕНИЕ» СТУДЕНЧЕСТВА КАК ФЕНОМЕН МЕНЯЮЩЕГОСЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЗБОРОВСКИЙ Гарольд Ефимович – д-р филос. наук, проф. <...> Цель статьи – обоснование необходимости изменений в российском высшем образовании вследствие трансформации возрастной структуры одной из ключевых образовательных общностей – студенчества. <...> Предметом исследования является феномен «взросления» студенчества, возникающий за счёт включения в практики высшего образования представителей «третьего» возраста. <...> Одна из задач заключается в прогнозировании возможных последствий этого явления для высшей школы и разработке моделей высшего образования, отвечающих выявленной тенденции. <...> Эмпирической основой статьи стали данные, полученные авторами в ходе изучения темпоральных стратегий поведения представителей «третьего» возраста, а также практик высшего образования в России и за рубежом, отвечающих вызовам нелинейных изменений в современном обществе. <...> Ключевые слова: студенчество, возрастные общности, студенты «третьего» возраста, темпоральные стратегии поведения, нелинейные характеристики высшего образования Для цитирования: Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. <...> «Взросление» студенчества как феномен меняющегося высшего образования // Высшее образование в России. <...> Многие из них значительной частью россиян встречаются «в штыки», особенно если они связаны с сокращением бюджетных мест, слиянием вузов, ликвидацией одних, пре1 Статья подготовлена при поддержке Российского научного фонда, проект № 16-1810046 «Формирование нелинейной модели российского высшего образования в регионе в условиях экономической и социальной неопределенности». вращением в филиалы других, т.е. с тем, что в последние годы принято называть «оптимизацией» системы высшего образования, а на деле превращается в её «пессимизацию». <...> Между тем изменения в отечественном высшем образовании не всегда имеют негативный или противоречивый <...>