НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ НОВАЯ МОДЕЛЬ АСПИРАНТУРЫ: PRO ET CONTRA БЕДНЫЙ Борис Ильич – д-р физ.-мат. наук, проф., директор Института аспирантуры и докторантуры. <...> E-mail: bib@unn.ru Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. <...> Статья посвящена анализу и обобщению суждений и оценок исследователей высшего образования в отношении новой модели подготовки и аттестации научно-педагогических кадров в аспирантуре. <...> Основное внимание уделяется целевым функциям аспирантуры и проблеме повышения её эффективности. <...> Обосновывается подход к функционалу аспирантуры, ориентированный на рынок высокоинтеллектуального труда, в том числе на его академический сегмент. <...> Показано, что расширение спектра профессиональных траекторий выпускников обусловливает необходимость создания целевых аспирантских программ, содержание которых должно согласовываться с конкретными работодателями. <...> Если для аспирантов, планирующих профессиональную карьеру в сфере науки и высшего образования, подтверждением профессиональной квалификации является учёная степень, то за пределами академического рынка целесообразно использовать систему оценки профессиональных компетенций и достижений путем присуждения профессиональных степеней (например, в области государственного управления, менеджмента и бизнеса, в области образования). <...> Рассматриваются причины относительно низкой эффективности института аспирантуры в отношении реализации его основной функции – воспроизводство кадрового потенциала науки и высшей школы и меры, направленные на повышение эффективности академических аспирантских программ. <...> Ключевые слова: подготовка кадров высшей квалификации, аспирантура, исследовательское образование, государственная итоговая аттестация, диссертация, учёная степень, профессиональная степень Для цитирования: Бедный Б.И. <...> Новая модель аспирантуры: pro et contra // Высшее образование в России. <...> Введение <...>