26 Высшее образование в России • № 2, 2017 СОВРЕМЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ: ПОДХОДЫ К ОПИСАНИЮ И ДИСКУРСИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПОЛОННИКОВ Александр Андреевич – канд. психол. наук, доцент. <...> Ключевые слова: определение образовательной ситуации, дескриптивный реализм, дескриптивный идеализм, образовательные трансформации, дискурсивная исчерпан ность, педагогическое воспроизводство, обновление педагогического языка Для цитирования: Полонников А.А. <...> Большая часть этих высказываний производит впечатление аффективной речи, глубокой психологи ческой травмированности состоянием об разования, превращённой формы подавля емой боли, в которой ощутимо присутству ет усталость, связанная с невозможнос Высшее образование: критический дискурс тью хоть чтонибудь изменить в своём по ложении. <...> 3 «Вузы, призванные строить модель будущего, вместо этого оказывают образовательные услуги. <...> От определения ситуации зависят не только конкретные акты; по ходу дела вся жизненная страте гия и личность самого индивида начинают вытекать из серии таких определений» [18, с. <...> Описание ситуации или Высшее образование: критический дискурс какихто её отдельных характеристик в этой связи становится её определением, а значит, центральным моментом самоопре деления автора. <...> Кроме отмеченных особенностей ис пользуемых здесь ситуационных определе ний (масштабирование и общность систе мы языка), мы бы хотели указать и на та кую их характеристику, как проводимую с помощью определения ситуации образова тельную идеологию. <...> С этой точки зрения предлагаемое нами ситуационное опреде ление связано с дискурсивной исчерпанно стью того языка, на котором говорят науки об образовании и педагогическая практика. <...> Впрочем, эта проблема не нова, и вопрос о том, на каком языке разговаривают обра зование и институты его рефлексии, пери одически появляется в педагогической пе чати в качестве темы публичных <...>