УДК 681.586′325 МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ СОСТАВЛЯЮЩИХ ВЕКТОРА ВОЗДУШНОЙ СКОРОСТИ ВЕРТОЛЕТА А. В. <...> Семенов Описаны алгоритмы вычисления составляющих вектора воздушной скорости на основе показаний свободно ориентируемого приемника воздушных давлений, установленного в индуктивном потоке несущего винта вертолета, с учетом модели индуктивного потока и размещения датчика на борту. <...> В условиях директорного и автоматического режимов пилотирования винтокрылых летательных аппаратов большое значение имеет информация о величине и направлении вектора истинной воздушной скорости. <...> Измерение составляющих вектора воздушной скорости вертолета затрудняют индуктивные потоки несущей системы, а также пространственное обтекание приемников воздушных давлений, установленных вблизи фюзеляжа или на выносной штанге. <...> Это ограничивает применение на вертолете традиционных для самолета методов и средств измерения высотно-скоростных параметров. <...> Наибольшие успехи при решении этой проблемы достигнуты в тех устройствах и системах, в которых средства измерения размещены в некотором опорном потоке. <...> Способы создания опорного потока в указанных устройствах и системах (как реально существующих, так и перспективных) можно разделить на следующие группы: — создание опорного потока путем введения в измеритель специальной поворотной штанги (например, зарубежная система LORAS); — создание опорного потока посредством размещения средств восприятия на лопастях несущего винта вертолета (отечественный измеритель типа КВИС); — использование индуктивного потока от несущего винта вертолета в качестве опорного (зарубежная система LASSIE и отечественные системы воздушных сигналов (СВС) на базе ориентируемого по направлению суммарного воздушного потока датчика вектора скорости (ДВС)). <...> Очевидно, что развитие этих направлений должно осуществляться путем полного устранения (или частичной компенсации) недостатков <...>