СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЕВРОПА X—XIV ВЕКОВ: ТЕОРИЯ И ФИЛОСОФСКИЕ ВОПРОСЫ ИЗМЕРЕНИЙ1 В. Г. Кнорринг В четвертой статье из цикла, посвященного истории измерений, обсуждаются следующие темы: задачи и способы познания с точки зрения средневековых философов; первые попытки оценивания интенсивных величин; развитие понятия физического процесса; “динамическое” описание движения; некоторые аспекты представления о континууме. <...> . Вспомним, что Бэда, как было сказано во второй статье нашего цикла, написал работы “О временах” (703 г.) и “О счете времени” (725 г.); ведение календаря было важным элементом средневековой жизни, но вряд ли вносило что-либо новое в теорию измерений. <...> Последнее столетие рассматриваемого периода, пожалуй, можно рассматривать как эпоху расцвета средневековой науки со всеми ее характерными особенностями. <...> Это: — задачи и способы познания; роль эксперимента в познании; — проблема оценивания (еще не измерения!) качественных изменений; Sensors & Systems · ¹ 9.2008 — учение о физических процессах; — “динамическое” описание механического движения; — некоторые аспекты представлений о континууме. <...> К этому добавим еще краткие соображения, касающиеся постепенного введения в научный обиход новых физических величин, затем обратимся к фундаментальной средневековой философской проблеме “универсалий”, которая неожиданным образом всплывает в наши дни именно в теории измерений. <...> Однако в средневековой христианской науке было принято проявлять интерес к человеческому познанию лишь в той степени, в которой оно направлено на познание Бога (а если мира — то всего лишь как божьего творения). <...> ! Сигер Брабантский считал, что познание начинается с чувственного восприятия единичных предметов, и не сомневался в его правильности, поскольку одно восприятие проверяется другим [6, с. <...> Большое значение экспериментальному познанию природных явлений придавали старшие современники Фомы — англичанин Роберт Гроссетет или, в другой <...>