“Как сообщает Интерфакс, в результате катастрофы вертолета, произошедшей в воскресенье 28 апреля 2002 г. в Ермаковском районе Красноярского края, погибли 8 человек, в том числе и губернатор края Александр Лебедь [1]. <...> Последними словами на записи бортовых самописцев Ми-8 были крики “ЛЭП, ЛЭП, ЛЭП.”, произнесенные членами экипажа. <...> .По мнению главы МЧС Сергея Шойгу, это доказывает, что вертолет упал из-за плохой видимости. <...> Катастрофа произошла из-за того, что заднее колесо вертолета зацепилось за грозотрос, протянутый над проводами ЛЭП. <...> Расшифровка речевых записей еще раз подтвердила, что экипаж . знал о присутствии линии электропередачи в процессе полета, точнее, в последние его минуты ждали ее появления — смотрели то вправо, то влево, — сказал Шойгу” [2]. <...> ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ Обнаружение и уклонение от преград важно как для морских, так и для воздушных и наземных подвижных носителей [3]. <...> Преграды можно разделить на пассивные и активные, последние из которых генерируют вокруг себя электромагнитное излучение. <...> В качестве пассивной преграды могут выступать складки местности, высотные здания, встречные транспортные средства. <...> К активным преградам относятся антенные мачты, линии электропередач (ЛЭП), подземные кабели для землеройных машин. <...> Наиболее опасна ситуация, когда преграда скрыта от прямой видимости складками местности, темнотой, водой, ограниченным обзором. <...> Под обнаружением преграды будем понимать определение факта присутствия, оценку дальности до преграды и направления на нее с подвижного носителя. <...> Поэтому задача уклонения от столкновения с пассивной преградой удовлетворительно решается прямым наблюдением курсового сектора при помощи активных радиолокаторов [4], которое не прекращается ни при каких обстоятельствах, так как при малых дальностях время маневра ограничено величиной 1—3 мин. <...> Получить же круговой обзор позволяет широко распространенная за рубежом технология активного электромагнитного <...>