КОНСТРУИРОВАНИЕ И ПРОИЗВОДСТВО ДАТЧИКОВ, ПPИБОPОВ И СИСТЕМ УДК 629.12.011 МАГНИТОУПРУГИЕ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛИ В СИСТЕМАХ ИЗМЕРЕНИЯ МЕХАНИЧЕСКИХ НАПРЯЖЕНИЙ В КОРПУСЕ СУДНА В. В. <...> Королев Рассмотрена система контроля напряженного состояния корпуса судна, отвечающая современным требованиям норм и правил по контролю напряженного состояния корпуса судов с применением магнитоупругих преобразователей. <...> Приведены функциональные схемы системы контроля напряжений в корпусе, включая блок цифровой обработки сигнала с обязательной записью процесса измерения. <...> Намечены пути развития многоканальных систем контроля напряжений в корпусе судна. <...> Ведущая роль в определении нагрузок отводится простым и надежным приборам контроля, которые обеспечивали бы массовые исследования деформации корпуса судна в любых, в том числе и недоступных для наблюдателя, местах. <...> Однако в настоящее время менее 0,5 % судов мирового флота оснащено приборами, контролирующими напряжения в корпусе [1]. <...> Особое место в контроле прочности судовых конструкций занимают датчики напряженного состояния корпуса, а также системы сбора и обработки информации от этих датчиков. <...> Наиболее пригодными для решения данной задачи являются магнитоупругие преобразователи (МУП) [3]. <...> Они являются наиболее приемлемыми и в качестве датчиков по определению нагрузок от ударных волновых моментов (слеминга) [5] на судах. <...> Длина чувствительного элемента МУП в среднем составляет 10—12 см, поэтому процесс распространения продольной волны можно считать мгновенным [1]. <...> При таком частотном характере процессов можно считать МУП практически безынерционным звеном. <...> Приведенная относительная средняя квадратическая погрешность МУП вместе с измерительной аппаратурой равна 0,7 %. <...> При работе преобразователя с оптимальным числом ампервитков обмотки возбуждения колебания напряжения питания в диапазоне ±5 % не приводят к дополнительной погрешности. <...> По данным японских источников <...>