Истоки и метаморфозы генезиса ПОДОЗРЕНИЕ КАК ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ Е.А. <...> СЕРГОДЕЕВА Подозрение как рефлексивность Подозрение, несмотря на очевидные негативные коннотации, связанные как с юридическим контекстом этого термина, так и с собственно эмоциональными переживаниями каждого, очутившегося на месте подозревающего или подозреваемого в обычной жизненной ситуации, играет значительную роль в развитии философии, человеческого разума вообще и, в конечном счете, в самоопределении и самопрезентации человека в культуре. <...> Аристотель, определив удивление в качестве одного из источников философии, подчеркивал ее изначальную рефлексивность, способность подвергать сомнению не только «здравый смысл», инструментальное знание, опыт, но и саму себя, свои методы, роль и значение (можно даже сказать, злободневность) для текущих социальных и культурных событий. <...> Как пишет В.С. Библер, «философия есть по определению (в своем начале), критика мифа. <...> Философия. критикует не частные истины или теории, она – культура сомнения в существующей логике, в ее всеобщности, культура сомнения в «самособойразумеется», в самих критериях истинности (в мифе). <...> Это – критика мысли в ее тождестве с бытием»1 Классическая античная философия, особенно у Аристотеля, опре. деляется как рациональнометодологическое сознание. <...> Она состоит в разработке и обосновании средств и форм разумной деятельности мышления, которое противопоставляется хаотическому движению мысли, подверженной эмоциональным импульсам и догматическим структурам верований. <...> Однако при этом философский разум предполагает этическое и эстетическое измерения, мысль сопрягается с нравственным усилием, поэтому удивление вовсе не сводится к «спокойному» рациональному сомнению и не исчерпывается даже эмоционально окрашенным недоверием. <...> Рациональность, формирующаяся в виде философского разума, выступает не только как критика традиционной мифологии <...>